Home / Part № 4 by 2015 year

СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ ПОДРОСТКОВ С КОМПЕНСИРОВАННОЙ ЗАТРУДНЕННОСТЬЮ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ: ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ОПЕРАЦИОНАЛЬНО-ПОВЕДЕНЧЕСКИХ И ЛИЧНОСТНО-РЕГУЛЯТОРНЫХ КОМПОНЕНТОВ
Филипиди Т.И. Флоровский С.Ю. e-mail: lugua@mail.ru

Информация об авторах:

Филипиди Татьяна Ивановна – кандидат психологических наук, учитель-дефектолог высшей квалификации, председатель территориальной организации города-курорта Анапа профсоюза работников народного образования и науки РФ.

Флоровский Сергей Юрьевич – кандидат психологических наук, доцент кафедры социальной психологии и социологии управления Кубанского государственного университета.

Обсуждаются результаты исследования взаимодействия операционально-поведенческих и личностно-регуляторных компонентов социально-коммуникативной компетентности подростков с компенсированной затрудненностью психического развития. Показано, что внешне идентичные модели социального поведения (компетентные, зависимые, агрессивные) строятся у этих подростков на совершенно иных личностно-психологических основаниях в сравнении с нормативно развивавшимися сверстниками.


Ключевые слова: социально-коммуникативная компетентность, операционально-поведенческие компоненты, личностно-регуляторные компоненты, личность, компенсированная затрудненность психического развития.

Полный текст статьи

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1.  Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. СПб.: Питер, 2001. 288 с.

2. Гаврилушкина О.П., Малова А.А., Панкратова М.В. Проблемы социальной и коммуникативной компетентности дошкольников и младших школьников с трудностями в общении // Современная зарубежная психология. 2012. №2. С.5-16.

3.  Забродин Ю.М. Очерки теории психической регуляции поведения: Основы субъектного анализа. М.: ИЧП «Магистр», 1997. 336 с.

4.  Калинина Н.В. Психология социальной компетентности школьников. Самара: Самарский гос. пед. ун-т, 2005. 296 с.

5.  Кривцова С.В., Достанова М.Н. Исследование коммуникативных умений подростков // Подросток на перекрестке эпох: Проблемы и перспективы социально-психологической адаптации подростков. М.: Генезис, 1997. С.87-105.

6.  Личностные опросники Р. Кеттела (CPQ, HSPQ): Руководство / Сост. А.А. Рукавишников. Ярославль: НПЦ «Психодиагностика», 1994. 16 с.

7.  Моросанова В.И., Аронова Е.А. Самосознание и саморегуляция поведения. М.: Изд-во «Ин-т психологии РАН», 2007. 213 с.

8.  Петровская Л.А. Общение – компетентность – тренинг: избр. психол. тр. М.: Смысл, 2007. 686 с.

9.  Тригер Р.Д. Психологические особенности социализации детей с задержкой психического развития. СПб.: Питер, 2008. 192 с.

10.Филипиди Т.И. Социально-коммуникативная компетентность подростков с компенсированной затрудненностью психического развития: анализ поведенческих компонентов // Психолого-социальная работа в современном обществе: проблемы и решения: сборник материалов X Междунар. науч.-практ. конф. (19–21 апреля 2012 г.) / под общ. ред. Ю.П. Платонова. СПб.: СПбГИПСР, 2012. С.409-412.

11.Филипиди Т.И. Социально-коммуникативная компетентность подростков с компенсированной затрудненностью психического развития: личностно-регуляторный аспект // Российский научный журнал. 2012. №4(29). С.282-289.

12.Филипиди Т.И. Взаимодействие операционально-поведенческих и ценностно-смысловых компонентов в структуре социально-коммуникативной компетентности личности с опытом компенсации затрудненности психического развития (на материале старшего подросткового возраста) // Психология. Экономика. Право. 2015. №1. С.29-38.

13.Филипиди Т.И., Флоровский С.Ю. К проблеме жизненной активности личности в сфере субъект-субъектного взаимодействия: компонентная модель социально-коммуникативной компетентности // Личность и её жизненный мир: материалы Всерос. науч. - практ. конф. с междунар. участием (3–4 октября 2013 г.) / под ред. Л.И. Дементий. Омск: Изд-во Омского гос. ун-та, 2013. С.110-116.

14.Харламенкова Н.Е. Самоутверждение подростка. М.: Изд-во «Ин-т психологии РАН», 2007. 384 с.

15.Шмелёв А.Г. Психодиагностика личностных черт. СПб.: Речь, 2002. 480 с.

16.Cattel R.B., Eber H.W., Tatsuoka M.M. Handbook for the Sixteen Personality Factor Questionnaire (16 PF) in Clinical, Educational, Industrial and Research Psychology. Champaign, Illinois: Institute for Personality and Ability Testing, 1970. 232 p.

17.Children’s and Social Competency: Arenas of Action / eds. I. Hutchby, J. Moran-Ellis. N.Y.–L.: Falmer Press, 1997. 245 p.

18.Furnham F., Heaven P. Personality and Social Behavior. N.Y.–L.: Arnold Publishing, 1999. 372 p.

19.Kanning U.P. Soziale Kompetenzen. Göttingen; Bern; Wien: Hogrefe, 2005. 345 p.

20.Michelson L., Sugai D.P., Wood R.P., Kazdin A.E. Social Skills Assessment and Training with Children: An Empirically Based Approach. N.Y.: Plenum Press, 1983. 356 p.

21.Rubin K.H., Rose-Krasnor L. Interpersonal Problem Solving and Social Competence in Children // Handbook of Social Development: A Lifespan Perspective (eds. V.B. Van Hasselt and M. Hersen). N.Y.: Plenum Press, 1992. Pp.283-317.

22.Semrud-Clikeman M. Social Competence in Children. N.Y.: Springer Science Business Media, 2007. 312 p.

23.Wrubel J., Benner P., Lazarus R.S. Social Competence from the Perspective of Health and Coping // Social Competence (eds. J.D. Wine, M.D. Smye). N.Y.: Guilford Press, 1981. Pp.61-69.

Рекомендуемое библиографическое описание статьи:

Филипиди Т.И., Флоровский С.Ю. СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ ПОДРОСТКОВ С КОМПЕНСИРОВАННОЙ ЗАТРУДНЕННОСТЬЮ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ: ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ОПЕРАЦИОНАЛЬНО-ПОВЕДЕНЧЕСКИХ И ЛИЧНОСТНО-РЕГУЛЯТОРНЫХ КОМПОНЕНТОВ [Электронный ресурс] /Т.И. Филипиди, С.Ю. Флоровский  // Личность в меняющемся мире: здоровье, адаптация, развитие: сетевой журн. 2015. № 4 (11). Режим доступа: http://humjournal.rzgmu.ru/art&id=178 (дата обращения: чч.мм.гггг).


Rubric: Проблемы становления и развития личности

Views: 5040

Ryazan State Medical University
www.rzgmu.ru
Post: 390026, Russia, Ryazan,
Visokovoltnaya st 9.


News

All news