Articles in the section «Методы и методики»
РУССКОЯЗЫЧНАЯ ВЕРСИЯ МЕЖДУНАРОДНОГО ОПРОСНИКА AIDA («ОЦЕНКА ИДЕНТИЧНОСТИ ЛИЧНОСТИ У ПОДРОСТКОВ») - Зверева Н.В., Воронова С.С., Зверева М.В., Гот К.СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ:
Зверева Наталья Владимировна – кандидат психологических наук, ведущий научный сотрудник, Научный центр психического здоровья; профессор факультета клинической и специальной психологии, Московский государственный психолого-педагогический университет. ORCID: 0000-003-3817-2169. E-mail: nwzvereva@mail.ru
Воронова Светлана Сергеевна – младший научный сотрудник, Научный центр психического здоровья. ORCID: 0000-0001-7104-7568. E-mail: arginorankent@yandex.ru
Зверева Мария Вячеславовна – кандидат психологических наук, старший научный сотрудник, Научный центр психического здоровья. ORCID: 0000-0001-9036-9503. Е-mail: maremerald@gmail.com
Гот Кирстин – доктор естественной философии, дипломированный психолог, Психиатрическая клиника университета Базеля. E-mail: Kirstin.Goth@upk.ch
Аннотация. Представлен новый для отечественной психологии диагностический инструмент оценки личностного развития и его нарушения у подростков 12-18 лет – международный опросник AIDA (Assessment of Identity Development in Adolescence – «Оценка идентичности личности у подростков»), разработанный швейцарскими авторами K.Goth и K.Schmeck в 2012 году. Инструмент задумывался авторами как опросник для интернационального использования, переведен в европейских, латиноамериканских и азиатских странах. Требование авторов опросника к национальным переводам – максимально отразить национальную специфику в формулировках всех пунктов опросников. С 2017 года идет работа над стандартизацией русскоязычной версии опросника.
В статье содержится информация о самом инструменте, целях его создания авторами и о работе над русскоязычным вариантом в рамках международной программы культурной адаптации опросника. Представлены материалы этапов работы, заданные создателями опросников, основные психометрические свойства: альфа Кронбаха, эксплораторный (поисковый) факторный анализ, многомерный дисперсионный анализ. Приведены результаты тестирования опросника в клинике у 20 подростков обоего пола с шизотипическим личностным расстройством, обследованных в клинике Научного центра психического здоровья в стационаре или на амбулаторном приеме.
Результаты применения опросника показали достоверные различия между выборками подростков с шизотипическим расстройством и нормативной выборкой, что может иметь значение для построения индивидуальной психотерапевтической программы работы с подростком, а также для решения дифференциально-диагностических и исследовательских вопросов в пограничной психиатрии подросткового возраста.
Ключевые слова: подростки, личностная идентичность, диагностика, перевод опросника, личностное расстройство