Home / Part № 4 by 2017 year

К ИСТОКАМ МЕТОДИКИ ОБУЧЕНИЯ РУССКОМУ ЯЗЫКУ ИНОРОДЦЕВ В РОССИИ: МЕТОДИЧЕСКАЯ СИСТЕМА Н.И. ИЛЬМИНСКОГО
Корнева Г.В. Козлова Л.В. e-mail:galy1976@mail.ru

Информация об авторе:

Корнева Галина Викторовна – кандидат педагогических наук, доцент кафедры латинского языка и русского языка, Рязанский государственный медицинский университет им. акад. И.П. Павлова, ул. Высоковольтная, 9, 390026, г. Рязань, Российская Федерация

Козлова Людмила Владимировна - старший преподаватель кафедры латинского языка и русского языка, Рязанский государственный медицинский университет им. акад. И.П. Павлова, ул. Высоковольтная, 9, 390026, г. Рязань, Российская Федерация

Статья посвящена вопросам методики преподавания русского языка как неродного. В ней описана сложившаяся в XIX веке система обучения русскому языку нерусских жителей России. Создание особого педагогического подхода в обучении русскому языку малых народностей являлось значимым событием для школ с инородческим контингентом обучающихся. В работе перечисляются основополагающие принципы обучения созданной педагогом и переводчиком Н.И. Ильминским системы, указывается порядок обучения по данной системе, приводятся основные методы обучения, рассматриваются требования к учебным материалам.

Отдельное внимание авторы уделили анализу ситуации обучения инородцев, предшествующей внедрению системы. Известно, что в XVI-XVIII веках не существовало специальной методики преподавания русского языка как неродного, все обучение сводилось к механическому заучиванию азбуки церковнославянского языка и церковных книг без перевода на родной язык инородцев, в школах отсутствовали подготовленные квалифицированные кадры, владеющие, кроме русского, еще и родным языком обучающихся, не было учебников, ориентированных на данную категорию учащихся, что, по мнению авторов, привело к неэффективности обучения и отталкивало всякое стремление к изучению русского языка нерусских.

В статье авторы также говорят о востребованности описанной системы обучения и тех положительных результатах, к которым привело ее использование в многонациональных регионах России: общая численность обучавшихся на русском языке увеличилась с миллиона человек в 1860-м году до четырех миллионов в 1900 году. В целом, система казанского педагога Н.И. Ильминского положила начало развитию идей ряда ведущих положений современной методики русского языка как иностранного/ неродного и способствовала распространению русского языка среди народов России.

Ключевые слова: инородцы, русский язык, система обучения русскому языку инородцев, методика преподавания русского языка как неродного.

Полный текст статьи

 Рекомендуемое библиографическое описание статьи: 

Корнева Г.В., Козлова Л.В. К ИСТОКАМ МЕТОДИКИ ОБУЧЕНИЯ РУССКОМУ ЯЗЫКУ ИНОРОДЦЕВ В РОССИИ: МЕТОДИЧЕСКАЯ СИСТЕМА  Н.И. ИЛЬМИНСКОГО [Электронный ресурс] /Г.В. Корнева, Л.В. Козлова // Личность в меняющемся мире: здоровье, адаптация, развитие: сетевой журн. 2017 т.5 №4 (19). Режим доступа: http://humjournal.rzgmu.ru/art&id=286 (дата обращения: чч.мм.гггг).


Rubric: Проблемы становления и развития личности

Views: 3851

Ryazan State Medical University
www.rzgmu.ru
Post: 390026, Russia, Ryazan,
Visokovoltnaya st 9.


News

All news