Home / Part № 1 by 2019 year
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СТРУКТУРА ИНИЦИАТИВНОСТИ СТУДЕНТОВ ГУМАНИТАРНЫХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ
Лесин Александр Михайлович
СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ:
Лесин Александр Михайлович – кандидат психологических наук, преподаватель кафедры общей и специальной психологии с курсом педагогики федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Рязанский государственный медицинский университет имени академика И.П. Павлова» Министерства здравоохранения Российской Федерации, г. Рязань, ул. Высоковольтная, д. 9, e-mail: am1709@mail.ru
Аннотация. В данной статье представлены результаты исследования инициативности студентов гуманитарной направленности. Указана актуальность работы, связанная с необходимостью постоянного изучения личности, учитывая изменчивость общества и требования, которые оно предъявляет каждому своему члену.
Автором описана психологическая структура инициативности студентов гуманитарных специальностей. Выявлены связи содержательно-смысловых и инструментально-стилевых характеристик с динамическим компонентом этого свойства. Показано, что студенты готовы к проявлению и развитию инициативного поведения. Определены переменные, способствующие и препятствующие его формированию, и их выраженность. На динамические характеристики инициативности оказывают положительное влияние общественно-значимые цели, социоцентрическая и эгоцентрическая мотивация, осмысленность этого свойства, баланс продуктивности в предметной деятельности и субъектно-личностной сфере, наличие положительных стенических эмоций, интернальная регуляция и снижение операциональных и эмоционально-личностных затруднений. Снижают силу и стремление проявлять и развивать инициативность преобладание эгоцентрической мотивационной направленности и продуктивности в субъектно-личностной сфере, отсутствие желания проявлять это свойство в учебной и профессиональной предметной деятельности ради достижения общественно полезных целей, недостаточные умения реализации инициативного поведения и низкая уверенность в своих силах. В факторной структуре инициативности выделены «агармонический» фактор, ограничивающий реализацию инициативности за счет эмоционально-личностных и операциональных трудностей, астенических эмоций, аэнергичности и экстернального типа саморегуляции; «мотивационно-целевой» фактор, связывающий влияние высокого уровня мотивации и целеустремленности; и «гармонический» фактор, определяющий влияние продуктивности, стенических эмоций, энергичности, интернальной саморегуляции и осмысленности на готовность проявлять и развивать инициативность.
Данное исследование может быть полезно для психологов, педагогов, а также самих студентов с целью развития их гармоничной инициативной личности.
Ключевые слова: личность, студенты гуманитарных специальностей, инициативность, системно-функциональный подход.
Полный текст статьи / Full article
ССЫЛКА ДЛЯ ЦИТИРОВАНИЯ:
Лесин А.М. Психологическая структура инициативности студентов гуманитарных специальностей [Электронный ресурс] / А.М. Лесин // Личность в меняющемся мире: здоровье, адаптация, развитие: сетевой журн. 2019. Т. 7. № 1 (24). Режим доступа: http://humjournal.rzgmu.ru/art&id=365 (дата обращения: чч.мм.гггг).
REFERENCE FOR CITING:
Lesin A.M. Psihologicheskaja struktura iniciativnosti studentov gumanitarnyh special'nostej [The psychological structure of humanities students’ initiative] [Electronic resource] / A.M. Lesin // Lichnost' v menyayushchemsya mire: zdorov'ye, adaptatsiya, razvitiye: setevoy zhurnal [Personality in a changing world: health, adaptation, development: network journal]. 2019. V. 7. No. 1 (24). Access mode: http://humjournal.rzgmu.ru/art&id=365 (date of reference: hh.mm.yyyy).
Rubric: Современные прикладные исследования личности
Views: 3288