Home / Part № 2 by 2020 year
ПЕРСОНИФИЦИРОВАННЫЙ ПОДХОД В ПРЕВЕНЦИИ АУТОАГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ
Григорьева А.А.
СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ:
Григорьева Александрина Андреевна – кандидат психологических наук, старший научный сотрудник, Национальный медицинский исследовательский центр психиатрии и наркологии имени В. П. Сербского.
Аннотация. Целью данного исследования было изучение особенностей применения персонифицированного подхода в превенции аутоагрессивного поведения подростков. В статье раскрывается значение термина «персонифицированный» с позиций экзистенциально-аналитического подхода в психологии. Согласно экзистенциально-аналитической теории личности, персональное определено в контексте переживания самоценности, внутреннего чувства утверждения себя в Мире посредством реализации соотнесенных с собственной личностью конкретных поступков. Рассмотрены возрастные этапы становления персонального с акцентом на подростковый возраст, являющийся наиболее значимым жизненным этапом для формирования персонального поведения, и персональной позиции. Аутоагрессивность подростков определена в контексте нарушения персональности, аперсонального поведения. Определена цель персонифицированной профилактики – формирование внутренних опор личности, включающих способность соотноситься с собственными ценностями, установками, чувствами, занимать персональную позицию, совершать персональные поступки. Описаны необходимые условия превенции: персональный диалог со взрослым, ориентация на уникальные личностные качества и жизненную историю конкретного подростка. Перечислены специализированные методы психодиагностической работы, направленные на исследование экзистенциальных переживаний подростка. Приведены методы психокоррекционной работы с аутоагрессивными подростками, основанные на персонифицированном подходе: метод формирования позитивной экзистенциальной позиции личности, метод ценностно-смыслового анализа проблемной ситуации, методы развития самосочувствия, метод персонального экзистенциального анализа. Указан способ оценки эффективности персонифицированной профилактики аутоагрессивного поведения, включающий как показатели редукции аутоагрессивного поведения, так и повышение показателя интегрального уровня экзистенции, отражающего переживание подростков жизни, как «хорошей», наполненной, имеющей цели и смыслы. Приводятся данные об эффективном применении модели персонифицированной профилактики аутоагрессивного поведения подростков: снижение частоты и тяжести актов самоповреждения (58% подростков), исчезновение симптомов самоповреждения (23%). Сделан вывод об эффективности персонифицированного подхода в профилактике аутоагрессивного поведения подростков. Результаты исследования могут применять в профилактической работе с подростками с признаками аутоагрессивного поведения в общеобразовательной школе.
Ключевые слова: аутоагрессивное поведение, подростковый возраст, персонифицированный подход, профилактика, превенция, экзистенциальный анализ, персонификация, персональное поведение.
Полный текст статьи / Full article
ССЫЛКА ДЛЯ ЦИТИРОВАНИЯ:
Григорьева А.А. Персонифицированный подход в превенции аутоагрессивного поведения подростков // Личность в меняющемся мире: здоровье, адаптация, развитие. 2020. Т.8, № 2(29). C. 149-159. Доступно по ссылке: http://humjournal.rzgmu.ru/art&id=426 Ссылка активна на чч.мм.гггг. doi: 10.23888/humJ20202149-159
REFERENCE FOR CITING:
Grigorieva AA. A personalized approach to the prevention of autoaggressive behavior in adolescents. Personality in a changing world: health, adaptation, development. 2020;8(2):149-59. Available at: http://humjournal.rzgmu.ru/art&id=426 Accessed: dd Month yyyy. doi: 10.23888/humJ20202149-159
Rubric: Теория и методология
Views: 2719