Home / Part № 3 by 2020 year

ПОЛИКУЛЬТУРНАЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ЛИЧНОСТЬ В КОНТЕКСТЕ ГЛОБАЛИЗАЦИИ ИНЖЕНЕРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ: ДИСКУРСИВНО-КОГНИТИВНЫЙ АСПЕКТ
Латышева С.В.

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ:

Латышева Светлана Владимировна – кандидат филологических наук, доцент, кафедра иностранных языков №1, Иркутский национальный исследовательский технический университет. Е-mail: lasveta1@yandex.ru

 

Аннотация. В статье рассматривается проблема концепции личности выпускника технического вуза. Задачи исследования продиктованы системными изменениями и новыми вызовами, стоящими перед высшей инженерной школой, стремящейся разграничить профессиональную подготовку, акцентированную на формировании профессиональных навыков, и высшее инженерно-техническое образование, нацеленное на генерирование картины мира, обеспечивающей комплекс компетенций, дающих возможность эффективной инновационной деятельности. Новый подход ведет к глобализации и гуманитаризации содержания инженерного образования, что требует разработки новой концепции профессиональной личности, ориентированной не только на ее компетентностный, но и на когнитивно-дискурсивный аспект.

Интегрирование компетентностного, когнитивного и дискурсивного направлений моделирования личности определяет теоретическую базу исследования, объединяющую концепции языковой личности, типы структур знания и виды дискурсивных практик. Применяется дискурсивно-компетентностный подход, ориентированный на эволюцию знания от наивной до научной картины мира, выстраивающий поликультурный дискурс в условиях интернационализации научно-технической сферы. Данный подход основан на последовательном формировании различных структур знания, которое закрепляется в форме концепта, понятия и термина в дискурсе различий, дискурсе согласования и дискурсе экспертного сообщества, соответственно. Дискурсивно-компетентностный подход позволяет провести обучающихся через все эволюционные этапы знания и сформировать у них поликультурные дискурсивные практики, обеспечивающие интегрированные гуманитарно-технические компетенции в сфере профессиональной деятельности.

Разработанная концепция поликультурной профессиональной личности создаст теоретическую базу для проектирования новых образовательных программ в сфере высшего инженерно-технического образования, построенных на принципах междисциплинарности и гуманитаризации технических направлений подготовки, и учитывающих социальную специфику и стратегическую значимость образовательных процессов в технических вузах. Это позволит форматировать содержание инженерного образования в соответствии с общими научно обоснованными принципами и учитывать индивидуальные потребности обучающихся.

Ключевые слова: языковая личность, поликультурная профессиональная личность, инженерно-техническое образование, дискурсивно-компетентностный подход, научная картина мира, структуры знания, дискурсивные практики.

Полный текст статьи / Full article

 

ССЫЛКА ДЛЯ ЦИТИРОВАНИЯ:
Латышева С.В. Поликультурная профессиональная личность в контексте глобализации инженерного образования: дискурсивно-когнитивный аспект // Личность в меняющемся мире: здоровье, адаптация, развитие. 2020 Т. 8, №3(30). С. 291-299 Доступно по: https://humjournal.rzgmu.ru/art&id=442. Ссылка активна на чч.мм.гггг. doi:10.23888/humJ20203291-299

REFERENCE FOR CITING:
Latysheva SV. Multicultural professional personality in globalized engineering school: discursive and cognitive aspect. Personality in a changing world: health, adaptation, development. 2020;8(3):291-9. Available at: http://humjournal.rzgmu.ru/art&id=442. Accessed: dd Month yyyy. doi:10.23888/humJ20203291-299

Rubric: Проблемы становления и развития личности

Views: 2224

Ryazan State Medical University
www.rzgmu.ru
Post: 390026, Russia, Ryazan,
Visokovoltnaya st 9.


News

All news