Home / Part № 3 by 2020 year
УРОВЕНЬ РАЗВИТИЯ МАТЕМАТИЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ И ТОЧНОСТЬ ВОСПРИЯТИЯ: ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ВЗАИМОСВЯЗИ
Полякова И.В.
СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ:
Полякова Ирина Вадимовна – кандидат психологических наук, доцент, доцент кафедры общей психологии, Смоленский государственный университет. E-mail: alisapolyak2810@mail.ru
Аннотация. Статья посвящена исследованию психологических особенностей взаимосвязи точности восприятия и разных уровней развития математических способностей. Актуальность работы обусловлена необходимостью исследования психологических особенностей, обусловливающих высокий уровень развития академических способностей.
Цель работы состояла в установлении психологических особенностей перцептивного прайминга людей с разным уровнем развития математических способностей. В эксперименте приняли участие 76 студентов Смоленского государственного университета 17-20-летнего возраста, обучавшихся на физико-математическом и психолого-педагогическом факультетах. Исследованы особенности тактильного прайминга с помощью специально разработанного прибора, позволившего избежать вербальные ответы и уточнить особенности имплицитной памяти испытуемых. Исследование уровня развития математических способностей осуществлялось с помощью методики «Аналитические математические способности». В работе осуществлен компаративный анализ результатов тензометрических измерений точности воспроизведения заданных образцов испытуемыми с разными уровнями развития математических способностей в различных психических состояниях: спокойного бодрствования и психоэмоционального напряжения.
Экспериментально установлено статистически значимое различие между точностью восприятия обучающихся с различными уровнями развития аналитических математических способностей. Испытуемые с высоким уровнем развития математических способностей сохранили высокую точность воспроизведения заданного образца в состоянии психоэмоционального возбуждения. Полученные результаты свидетельствуют о том, что люди с высоким уровнем развития способностей сохраняют более высокий уровень стрессоустойчивости в условиях психоэмоционального напряжения. Эффективное решение задачи развития точности восприятия связано с освоением профессиональной деятельности на высоком уровне.
Ключевые слова: восприятие, точность восприятия, перцептивный прайминг, аналитические математические способности, психоэмоциональное возбуждение, состояние спокойного бодрствования, устойчивость сознания.
Полный текст статьи / Full article
Rubric: Проблемы становления и развития личности
Views: 2496