Home / Part № 3 by 2020 year
АРХИТЕКТОНИКА ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТИРОВ СТУДЕНТОВ, ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО НАПРАВЛЕНИЮ «РУССКИЙ ЯЗЫК И ЛИТЕРАТУРА»
Романов И.А., Каплина С.Е.
СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ
Романов Игорь Александрович – кандидат филологических наук, доцент, доцент кафедры литературы, Забайкальский государственный университет. E-mail: igorromanoff@mail.ru
Каплина Светлана Евгеньевна – доктор педагогических наук, профессор, заведующая кафедрой иностранных языков, Забайкальский государственный университет. E-mail: kse2000@list.ru
Аннотация. В статье представлена попытка определения архитектоники ценностных ориентиров студентов, обучающихся по направлению 44.03.05 «Педагогическое образование», профиль «Русский язык и литература в Забайкальском государственном университете. Архитектоника включает в себя соразмерное расположение ценностей студентов-филологов, их гармоничное сочетание в единую систему ценностных ориентиров. Изучение архитектоники ценностных ориентиров оказывает значительное влияние на индивидуальную идентичность человека и ее формирование в молодости. На основе теоретико-эмпирического анализа были выделены терминальные и инструментальные ценности студентов. Диагностическим инструментарием послужил опросник Милтана Рокича. Исследование проводилось в ноябре 2019 г. Анализ анкетирования студентов показал: большинство из них ориентированы не на ценности достижения успеха, а на избегание неудачи. Этот факт объясняется их зависимостью от ценностей, проартикулированных русской литературой, и ставит проблему будущей эффективной профессиональной деятельности в современной реальности. Авторы высказывают сомнение о том, что будет более востребованным и действенным: образовательные стратегии, прививающие столь необходимые современным учителям ценности, и преподавателями, и самими студентами или консерватизм «матричного» интеллигентского сознания, сформированного в том числе и русской литературой. В заключении предлагаются пути решения сложившейся проблемы.
Ключевые слова: архитектоника, ценностные ориентиры, методика М. Рокича, терминальные и инструментальные ценности, мотивация достижения успеха и избегания неудачи, интеллигентское сознание, литературоцентричная модель.
Полный текст статьи / Full article
Rubric: Современные прикладные исследования личности
Views: 2226