Home / Part № 2 by 2021 year

ИССЛЕДОВАНИЕ ЛИЧНОСТНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ САМООПРЕДЕЛЕНИЯ ПОДРОСТКОВ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ
Беляева О.Г., Коган Б.М.

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ:

Беляева Ольга Геннадьевна – аспирант кафедры специальной психологии и психолого-социальных технологий, Московский Городской Педагогический Университет. E-mail: BeljaevaOG@mgpu.ru

Коган Борис Михайлович – доктор биологических наук, профессор, заведующий кафедрой специальной психологии и психолого-социальных технологий, Московский Городской Педагогический Университет. E-mail: koganbm@mpgu.ru

 

Аннотация. В статье проанализированы личностные особенности подростков с интеллектуальными нарушениями, преимущественно связанные с вопросами самоопределения. Исследование посвящено анализу психологических факторов личностного и профессионального самоопределения подростков с интеллектуальными нарушениями, а именно мотивации достижения успеха, восприятия времени и самосознание образа будущего. Для изучения данных личностных факторов самоопределения подростков с умственной отсталостью мы адаптировали и апробировали методики исследования временной перспективы и отношения к дальнейшему образованию подростков с нормотипичным развитием, которые были разработаны О.В. Кузнецовой.

Выявлено, что решающими факторами в процессе личностного и профессионального самоопределения подростков с умственной отсталостью являются мотивационный компонент, временная компетентность, осознание образа будущего. Отмечается, что степень выраженности выявленных дефицитов личностного развития зависит от структуры дефекта контингента исследуемых. Таким образом, подростки с сочетанными дефектами некритично относятся к собственной деятельности, неспособны осознать свой прошлый жизненный опыт и применить полученные навыки в настоящем времени, их мотивация нарушена и снижена. Самостоятельный выбор профессии и жизненного пути для данной группы исследуемых невозможен. Но личностное и профессиональное самоопределение подростков без отягощенного медицинского анамнеза, имеющих в структуре дефекта только легкую степень умственной отсталости, сформировано на достаточном уровне. Самосознание таких детей способно продуцировать образ будущего, построенный на личном жизненном опыте, они осознают свои возможности и способны выбрать профессию самостоятельно или при небольшой, рекомендательной помощи профориентационных специалистов.

Ключевые слова: личность, интеллектуальные нарушения, мотивация, временная перспектива, профессиональное самоопределение, личностное самоопределение.

Полный текст статьи / Full article

 

ССЫЛКА ДЛЯ ЦИТИРОВАНИЯ:

Беляева О.Г., Коган Б.М. Исследование личностных особенностей самоопределения подростков с интеллектуальными нарушениями // Личность в меняющемся мире: здоровье, адаптация, развитие. 2021. Т. 9, №2 (33). С. 133-144. Доступно по: http://humjournal.rzgmu.ru/art&id=479 Ссылка активна на чч.мм.гггг. doi:10.23888/humJ20212133-144

 

REFERENCE FOR CITING:

Belyaeva OG, Kogan BM. The research of the personal and professional self-determination of adolescents with mental disabilities. Personality in a changing word: health, adaptation, development. 2021;9(2):133-44. Available at: http://humjournal.rzgmu.ru/art&id=479 Accessed: dd Month yyyy. (In Russ). doi:10.23888/humJ20212133-144


Rubric: Проблемы становления и развития личности

Views: 1573

Ryazan State Medical University
www.rzgmu.ru
Post: 390026, Russia, Ryazan,
Visokovoltnaya st 9.


News

All news