Home / Part № 3 by 2022 year
РЕСУРСНЫЙ ПОДХОД В АНАЛИЗЕ ОБЩЕНИЯ ЛЮДЕЙ С НАРУШЕННЫМ СЛУХОМ
Яковлева Н.В., Малахова К.А.
СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ:
Яковлева Наталья Валентиновна — кандидат психологических наук, доцент, декан факультета клинической психологии, Рязанский государственный медицинский университет имени академика И.П. Павлова. E-mail: yakovleva.nata2@gmail.com
Малахова Ксения Андреевна – преподаватель кафедры общей и специальной психологии с курсом педагогики, Рязанский государственный медицинский университет имени академика И.П. Павлова. E-mail: ksyu.matyunina.96@mail.ru
Аннотация. Статья посвящена рассмотрению социального взаимодействия людей с нарушением слуха. Рассмотрены подходы к определению психологических ресурсов личности; варианты ресурсной компенсации коммуникативного дефекта; предложена схема затрат психологических ресурсов личности. Исследуя коммуникацию как акт социализации у людей, имеющих нарушения слуха, были выделены возможные способы и области задействования психологических ресурсов. Социальные взаимодействия предполагают обширную вариативность психологических ресурсов, которыми человек может воспользоваться для установления позитивной и успешной коммуникации, – это могут быть различные каналы передачи и восприятия информации, а также поведенческие, когнитивные, эмоциональные, личностные особенности и способности индивида. Коммуникация как основообразующий компонент социализации предполагает задействование разнообразных психологических ресурсов. Нарушение словесного общения разобщает людей с нарушением слуха от окружающих его говорящих людей и создаёт трудности в получении адаптивного социального опыта. У людей, имеющих нарушения слуха, общение выступает в виде специфичного коммуникативного акта, поскольку в нём одномоментно могут быть задействованы различные способы взаимодействия с оппонентом. Следовательно, задействованные психологические ресурсы преимущественно будут реализованы через восполнение дефицита, имеющегося в трёх коммуникативных блоках, выделенных Г.М. Андреевой.
Общение человека с нарушением слуха представляет собой сложную, многоуровневую систему, соответственно успешность такой коммуникации будет зависеть от активации внешних и внутренних ресурсов индивида для достижения поставленной цели. Таким образом, рассмотрение общения людей с нарушением слуха позволило проанализировать, какие психологические ресурсы могут быть актуализированы для того, чтобы снизить последствия сенсорной депривации.
Ключевые слова: нарушение слуха; психологические ресурсы личности; коммуникация; социализация
Полный текст статьи / Full article
ДЛЯ ЦИТИРОВАНИЯ:
Яковлева Н.В., Малахова К.А. Ресурсный подход в анализе общения людей с нарушенным слухом // Личность в меняющемся мире: здоровье, адаптация, развитие. 2022. Т. 10, № 3 (38). С. 275–285. Доступно по: http://humjournal.rzgmu.ru/art&id=539. Ссылка активна на чч.мм.гггг. doi: 10.23888/humJ2022103275-285
FOR CITATION:
Yakovleva NV, Malakhova KA. Resource approach in the analysis of communication of people with hearing impairment. Personality in a changing world: health, adaptation, development. 2022;10(3):275–285. Available at: http://humjournal.rzgmu.ru/art&id=539. Accessed: dd Month yyyy. doi: 10.23888/humJ2022103275-285
Rubric: Обзоры
Views: 1401