Home / Part № 4 by 2023 year
ФИНАНСОВАЯ КУЛЬТУРА КАК ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ФЕНОМЕН
Соколова Е.А.
СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ:
Соколова Елена Александровна – кандидат педагогических наук, доцент, ведущий научный сотрудник отдела по исследованию проблем трудовой занятости осужденных и экономических проблем функционирования УИС центра изучения проблем управления и организации исполнения наказаний в УИС. E-mail: sokolova-umu@yandex.ru. ORCID: https://orcid.org/0000-0002-9983-2653.
Аннотация. В статье рассмотрена психолого-педагогическая природа понятия «финансовая культура». Феномен финансовой культуры носит сложный междисциплинарный характер. В преддверии принятия «Стратегии повышения финансовой грамотности и формирования финансовой культуры до 2030 года» представляется актуальным исследование и уточнение понятийно-категориального аппарата системы формирования и развития финансовой культуры населения. В отечественной научной литературе категория финансовой культуры наиболее подробно исследована в социологии и экономике. Потребность ее изучения в образовательной науке и практике связана с изменением федеральных государственных образовательных стандартов всех уровней образования.
Понятие финансовой культуры трактуется авторами достаточно широко и включает в себя совокупность традиций, норм, идей, ценностей, отражающих уровень финансовой грамотности; знание и понимание финансовых принципов, необходимых для принятия финансовых решений; способность адекватно принимать эффективные финансовые решения; навыки и поведение людей в области финансовых отношений и продуктов, влияющих на финансовое благополучие.
Сравнительный анализ содержания понятия финансовой культуры как психолого-педагогического феномена позволил выделить в его составе когнитивный (знания), эмпирический (поведение, личный опыт принятия финансовых решений) и аксиологический (ценности, установки) элементы.
Формирование финансовой культуры осуществляется в процессе социализации личности и может носить как стихийный, так и специально организованный характер. Система отечественного образования призвана развить и, при необходимости, скорректировать процесс формирования элементов финансовой культуры личности в соответствии с приоритетными целями и задачами стратегического развития государства и общества, при этом следует обязательно учесть социальные, культурные факторы, а также индивидуально-психологические особенности различных категорий населения.
Ключевые слова: финансовая культура; финансовая грамотность; финансовое поведение; потребители финансовых услуг; универсальная компетенция; образовательный процесс; федеральные государственные образовательные стандарты; социально-культурная деятельность
Полный текст статьи / Full article
ДЛЯ ЦИТИРОВАНИЯ:
Соколова Е.А. Финансовая культура как психолого-педагогический феномен // Личность в меняющемся мире: здоровье, адаптация, развитие. 2023. Т. 11, № 4 (43). С. 332–342. Доступно по: http://humjournal.rzgmu.ru/art&id=583. Ссылка активна на чч.мм.гггг. doi: 10.23888/humJ2023114332-342
FOR CITATION:
Sokolova EA. Financial culture as psychological and pedagogical phenomenon. Personality in a changing world: health, adaptation, development. 2023;11(4):332–342. Available at: http://humjournal.rzgmu.ru/art&id=583. Accessed: dd Month yyyy. doi: 10.23888/humJ2023114332-342
Rubric: Проблемы становления и развития личности
Views: 1013