Home / Part № 4 by 2024 year

ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ОТНОШЕНИЯ ПЕДАГОГОВ К ПРОФИЛАКТИКЕ СУИЦИДАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ УЧАЩИХСЯ
Григорьева А.А., Рудченко В.А., Усова Л.Е.

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ:

Григорьева Александрина Андреевна – доктор психологических наук, профессор кафедры педагогики и медицинской психологии; профессор кафедры клинической психологии. SPIN: 5868-9127. ORCID: https://orcid.org/0000-0002-5204-4887. E-mail: grigoreva_a_a_2@staff.sechenov.ru.

Рудченко Виталина Андреевна – аспирант кафедры педагогики и медицинской психологии. ORCID: https://orcid.org/0009-0008-2614-3348. E-mail: vitalinarudc@yandex.ru.

Усова Любовь Евгеньевна – аспирант и психолог кафедры педагогики и медицинской психологии. ORCID: https://orcid.org/0000-0002-4478-2927. E-mail: lubovusova24@gmail.com.

 

Аннотация. Во многом совершенствование мер профилактики суицидального поведения подростков связывают с общеобразовательными учреждениями. Ключевую роль в данном процессе занимают учителя, так как они вынуждены эффективно и своевременно реагировать на суицидальное поведение учащихся в случае его выявления. Однако из-за высокой нагрузки учителей эффективность профилактики снижается, вследствие чего актуальным становится изучение отношения учителя к необходимости реализовывать такую сложную задачу, как профилактика суицидального поведения среди учащихся. Цель исследования – выявление специфики отношения педагогов к профилактике суицидального поведения учащихся в общеобразовательных школах. Обнаружено, что умение распознавать симптомы суицидального поведения и реагировать в кризисной ситуации действительно является значимым аспектом в обучении учителей. Однако, несмотря на полученные знания в сфере профилактики суицидов, учителя испытывают страх в ситуации, когда нужно взаимодействовать с учеником, демонстрирующим суицидальное поведение. Среди педагогов-психологов количество специалистов, испытывающих страх и тревогу в отношении таких учеников, меньше. Тем не менее, половина специалистов боится навредить своими действиями. При исследовании мотивационного компонента, выявлено, что несмотря на стаж, количество полученных знаний и оценку функции профилактики суицидов в школе как значимой, у половины педагогов отсутствует желание помогать ученикам группы риска. Отношение педагогов к профилактике суицидального поведения учащихся можно охарактеризовать как противоречивое. Такая амбивалентность частично объясняется тем, что педагоги недооценивают риск суицидального поведения среди учащихся. Переживание страха и тревоги в отношении темы суицида не имеет значимой связи с прохождением специализированной подготовки, что указывает на необходимость дополнительной психологической работы с эмоциональным состоянием специалистов. Важно отметить положительное влияние обучения на осведомленность педагогов и вместе с тем – недостаток специализированной подготовки среди педагогов по вопросу превенции суицидального поведения учащихся.

Ключевые слова: суицидальное поведение; профилактика самоубийств; общеобразовательные учреждения; подростки; отношение к профилактике; учителя; педагоги-психологи

Полный текст статьи / Full article

 

ДЛЯ ЦИТИРОВАНИЯ:

Григорьева А.А., Рудченко В.А., Усова Л.Е. Исследование особенностей отношения педагогов к профилактике суицидального поведения учащихся // Личность в меняющемся мире: здоровье, адаптация, развитие. 2024. Т.12, №4 (47). С. 331-344. Доступно по: http://humjournal.rzgmu.ru/art&id=620. Ссылка активна на чч.мм.гггг. doi: 10.23888/humJ2024124331-344

 

FOR CITATION:

Grigorieva AA, Rudchenko VA, Usova LE. Research on the peculiarities of teachers' attitudes to the prevention of suicidal behavior of students. Personality in a changing world: health, adaptation, development. 2024;12(4):331-344. Available at: http://humjournal.rzgmu.ru/art&id=620. Accessed: dd Month yyyy. doi: 10.23888/humJ2024124331-344


Rubric: Эмпирические исследования

Views: 208

Ryazan State Medical University
www.rzgmu.ru
Post: 390026, Russia, Ryazan,
Visokovoltnaya st 9.


News

All news