Главная / Выпуск № 2 за 2019 год

МОДЕЛЬ ПСИХИЧЕСКОГО И СПОСОБНОСТЬ ПРИДЕРЖИВАТЬСЯ КОЛЛЕКТИВНОЙ ИНТЕНЦИОНАЛЬНОСТИ У ДОШКОЛЬНИКОВ
Смирнова Я.К.

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ:

Смирнова Яна Константиновна – кандидат психологических наук, доцент кафедры общей и прикладной психологии Алтайского государственного университета; 656049, Барнаул, пр. Ленина, д. 61. email: yana.smirnova@mail.ru.

 

Аннотация. В статье проанализирована связь понимания ребёнком состояний, желаний, намерений другого человека («модели психического») и способности придерживаться коллективной интенциональности в ситуации морального выбора. Для достижения цели на выборке детей дошкольного возраста были применены  классические методики для оценки уровня модели психического: «Тест на ошибочное мнение»; «Салли-Энн»; задача «Что хочет Чарли?», методики для оценки понимания детьми намерений, желаний, интересов других по поведенческим проявлениям. Были созданы экспериментальные условия для исследования навыков общения ребёнка в ситуации морального выбора. Были предложены ряд диагностических серий на исследование соблюдения норм справедливости, изучения действенности общественного и личного мотива. В созданных экспериментальных ситуациях подтвердилось, что уровень развития модели психического у дошкольников опосредует стратегию взаимодействие с партнёрами в ситуации морального выбора. Показано, что модель психического помогает ребёнку гибко применять нормативные суждения о рациональности коммуникативных актов в ситуации морального выбора. Данные исследования отображают роль уровня развития «модели психического» у ребёнка в умении выстроить коллективную интенциональность, выбрать приоритет совместной цели, совместных намерений, а также наличия особых мотивов для оказания помощи и обмена с другими людьми. Вместе с тем сформированные представления о ментальном мире других не предполагают совпадения намерений и отсутствие предпочтение своей выгоды в ситуации морального выбора. Приведенные результаты данного исследования показывают возможности модели психического для интерпретации социальных взаимодействий. Особенно важно рассматривать этот вопрос в онтогенезе для понимания развития социальных навыков ребёнка, социально значимых норм и ценностей, с которыми соотносится стратегия взаимодействия дошкольников со сверстниками в процессе совместной деятельности.

Ключевые слова: интенциональность, коллективные намеренья, модель психического, Theory of Mind, социальное познание, дошкольный возраст.

Полный текст статьи / Full article

 

ССЫЛКА ДЛЯ ЦИТИРОВАНИЯ:

Смирнова Я.К. Модель психического и способность придерживаться коллективной интенциональности у дошкольников // Личность в меняющемся мире: здоровье, адаптация, развитие: сетевой журн. 2019. Т.7, № 2 (25). Доступно по ссылке: http://humjournal.rzgmu.ru/art&id=381 Ссылка активна на чч.мм.гггг. doi: 10.23888/humJ20192402-413

 

REFERENCE FOR CITING:

Smirnova YaK. Mental model and ability to attend collective intentionality in preschool children. Personality in a changing world: health, adaptation, development: a network journ. 2019; 7 (2). Available at: http://humjournal.rzgmu.ru/art&id=381 Accessed: dd Month yyyy. doi: 10.23888/humJ20192402-413


Рубрика: Современные прикладные исследования личности

Просмотров статьи: 3043

Рязанский государственный медицинский университет им. акад. И.П. Павлова
www.rzgmu.ru
Адрес: 390026, Россия, Рязань,
ул. Высоковольтная, д. 9.


Новости

Все новости