Главная / Выпуск № 4 за 2021 год
ОСОБЕННОСТИ ПРОЯВЛЕНИЙ И ВЗАИМОСВЯЗЕЙ ЖИЗНЕСТОЙКОСТИ У РОССИЙСКИХ И ИНОСТРАННЫХ СТУДЕНТОВ ВУЗА
Николаев Е.Л., Лазарева Е.Ю., Якубов Р.Э.
СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ:
Николаев Евгений Львович – доктор медицинских наук, профессор, заведующий кафедрой социальной и клинической психологии, Чувашский государственный университет им. И.Н. Ульянова. E-mail: pzdorovie@bk.ru
Лазарева Елена Юрьевна – кандидат психологических наук, доцент кафедры социальной и клинической психологии, Чувашский государственный университет им. И.Н. Ульянова. E-mail: r.e.35@mail.ru
Якубов Рахматулла Эминович – аспирант кафедры социальной и клинической психологии, Чувашский государственный университет им. И.Н. Ульянова. E-mail: raxmatulla.yakubov@mail.ru
Аннотация. Жизнестойкость является одной из важных психологических категорий, относимых к ресурсному потенциалу личности, которая тесно связана со здоровьем и совладанием. Цель работы – установление особенностей и взаимосвязей жизнестойкости у российских и иностранных студентов-медиков. Исследовано 205 российских и иностранных студентов младших курсов медицинского факультета университета. Использовался тест жизнестойкости С. Мадди, методика изучения самооценки Дембо-Рубинштейн, социокультурная анкета. Статистическая обработка включала описательную статистику с количественным и качественным сравнением выборок и корреляционный анализ. Выявлено, что достоверные различия в выраженности показателей жизнестойкости у российских и иностранных студентов не выявлены, что характеризует студентов как способных эффективно осуществлять учебную и профессиональную деятельность и сохранять психологическое равновесие в большинстве стрессовых ситуаций. Тем не менее, у российских и иностранных студентов имелись определенные различия в выраженности жизнестойкости с учетом факторов пола и возраста. Мотивация к учебной и профессиональной деятельности была больше выражена у российских студентов мужского пола, а толерантность к неопределенности больше выражена у иностранных студентов женского пола. У иностранных студентов вовлеченность в учебную деятельность была выше в младшей возрастной группе, а у российских студентов выше в группе старшего возраста. В группе иностранных студентов также отмечено, что высокие характеристики жизнестойкости взаимосвязаны с психологическим благополучием и стремлением к получению нового опыта. У российских студентов высокие показатели жизнестойкости были больше взаимосвязаны с психическим здоровьем, психологическим благополучием, отсутствием вредных привычек употребления психоактивных веществ и выраженной стрессоустойчивостью. Результаты могут стать основой для разработки вузовских программ адаптации обучающихся к образовательной среде, ориентированных на российских и иностранных студентов, для реализации в университетах профилактических программ и программ развития здоровья с учетом факторов пола, возраста и страны происхождения студента.
Ключевые слова: жизнестойкость, психическое здоровье, психологическое благополучие, российские студенты, иностранные студенты, студенты-медики.
Полный текст статьи / Full article
ДЛЯ ЦИТИРОВАНИЯ:
Николаев Е.Л., Лазарева Е.Ю., Якубов Р.Э. Особенности проявлений и взаимосвязей жизнестойкости у российских и иностранных студентов вуза // Личность в меняющемся мире: здоровье, адаптация, развитие. 2021. Т.9, №4 (35). С. 423-432. Доступно по: http://humjournal.rzgmu.ru/art&id=506. Ссылка активна на чч.мм.гггг. doi: 10.23888/humJ20214423-432
FOR CITATION:
Nikolaev EL, Lazareva EYu, Yakubov RE. Features of manifestations and interrelations of hardiness in Russian and international university students. Personality in a changing world: health, adaptation, development. 2021;9(4):423-32. Available at: http://humjournal.rzgmu.ru/art&id=506. Accessed: dd Month yyyy. doi: 10.23888/humJ20214423-432
Рубрика: Современные прикладные исследования личности
Просмотров статьи: 1808