Главная / Выпуск № 2 за 2024 год

ОСОБЕННОСТИ МЫШЛЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
Алёхин А.Н., Протопопова М.А.

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ:

Алёхин Анатолий Николаевич доктор медицинских наук, профессор, заведующий кафедрой клинической психологии и психологической помощи. E-mail: kcp_herzen@mail.ru. ORCID: https://orcid.org/0000-0002-6487-0625. SPIN: 8042-3024.

Протопопова Мария Александровна аспирант кафедры клинической психологии и психологической помощи; ассистент кафедры психиатрии и психосоматики. E-mail: psy_mary97@rambler.ru. ORCID: https://orcid.org/0000-0002-5029-2553. SPIN: 9248-1307.  

 

Аннотация. Одной из важных проблем для психологических и педагогических наук на сегодняшний день является разработка эффективного коррекционного обучения и профилактика школьной дезадаптации. Задержка психического развития является серьезной проблемой, которая затрагивает различные аспекты жизни ребенка, включая его когнитивные способности и мышление. В статье представлены результаты исследования особенностей мышления у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.

Целью исследования является выявление особенностей мышления у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития и определение содержания коррекционных задач к их развитию. Для достижения этой цели были проведены теоретический анализ научной литературы, эмпирическое исследование с использованием наблюдения за поведением ребёнка в ситуации решения мыслительных задач.

Результаты исследования позволяют сделать вывод о том, что дети дошкольного возраста с задержкой психического развития имеют особенности протекания мыслительной деятельности. У таких детей отмечается недостаточная сформированность ряда предпосылок мышления: проблематизации, целенаправленности, операционального компонента мышления и речевого опосредования. Эти особенности находят своё выражение в поведении ребёнка, оказывают влияние на уровень психологической готовности к школе.

Полученные результаты и рекомендации могут быть использованы педагогами, родителями и специалистами, работающими с детьми дошкольного возраста с задержкой психического развития, для создания оптимальных условий обучения и развития. Данная работа вносит вклад в понимание особенностей мышления у детей с задержкой психического развития и способствует разработке индивидуальных коррекционных программ и развития для данной категории детей.

Ключевые слова: мышление; дошкольный возраст; дизонтогенез; задержка психического развития

Полный текст статьи / Full Article

 

ДЛЯ ЦИТИРОВАНИЯ:
Алёхин А.Н., Протопопова М.А.Особенности мышления детей дошкольного возраста с задержкой психического развития // Личность в меняющемся мире: здоровье, адаптация, развитие. 2024. Т. 12, № 2 (45). С. 165–175. Доступно по: http://humjournal.rzgmu.ru/art&id=605. Ссылка активна на чч.мм.гггг. doi: 10.23888/humJ2024122165-175

 

FOR CITATION:
Alekhin АN, Protopopova MA. Features of the thinking of preschool children with mental Retardation. Personality
in a Changing World: Health, Adaptation, Development. 2024;12(2):165–175. Available at: http://humjournal.rzgmu.ru/art&id=605. Accessed: dd Month yyyy. doi: 10.23888/humJ2024122165-175


Рубрика: Современные прикладные исследования личности

Просмотров статьи: 494

Рязанский государственный медицинский университет им. акад. И.П. Павлова
www.rzgmu.ru
Адрес: 390026, Россия, Рязань,
ул. Высоковольтная, д. 9.


Новости

Все новости