Главная / Выпуск № 1 за 2015 год

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБЩЕНИЕ ВРАЧА: ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ НАУКА - ПРАКТИКЕ ВЫСШЕГО МЕДИЦИНСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Урванцев Л.П.

Памяти ученого

З0 января – день рождения моего Учителя – Леонида Петровича УРВАНЦЕВА, замечательного ученого, психолога и педагога, одного из ведущих представителей ярославской психологической школы (1947-2006). Леонид Петрович не декларировал, а последовательно реализовывал идею о том, что психология не может быть только царством теории, она должна оказывать реальную помощь людям. Высоконаучные психологические  исследования должны приводить к четким и ясным рекомендациям для профессионалов в других областях знаний – тогда психология будет актуальной и востребованной наукой. Эти идеи, абсолютно созвучные нашему XXI веку, были реализованы в работах Леонида Петровича Урванцева уже в конце восьмидесятых. Накопив достаточный, по собственной оценке, теоретический и экспериментальный материал в области медицинской психологии, Леонид Петрович сосредоточил свои усилия на разработке практических рекомендаций для врачей. Он не раз признавался, что писать кратко и понятно для непрофессионалов  в психологии очень трудно. Но мысль о том, что прочитав его работу, врач не просто задумается над научной важностью проблемы общения с больным, а найдет ответы на свои вопросы, мотивировала его сильнее, чем узкопрофессиональные дискуссии.

В свое время Леонид Петрович, узнав, что мы проводим научно-практическую конференцию, посвященную взаимодействию врачей и психологов, отдал мне эту статью для публикации. Статья оказалась слишком большой и основательной для материалов конференции. Леонид Петрович сократил ее до тезисов. Сейчас формат электронного издания позволяет опубликовать эту работу целиком. Я рада, что простой и понятный и, одновременно, высоко профессиональный и научный авторский текст Леонида Петровича Урванцева доступен читателям нашего журнала!

Заместитель главного редактора
кандидат психологических наук, доцент
Наталья Валентиновна Яковлева

Информация об авторе:

УРВАНЦЕВ Леонид Петрович (1947-2006) - кандидат психологических наук, профессор кафедры общей психологии Ярославского государственного университета им. П.Г. Демидова, член-корреспондент Международной академии психологических наук.

Проблема общения врача с пациентом остаётся одной из наиболее актуальных в современных условиях. Это объясняется неполнотой профессиональной подготовки медицинских кадров, выражающейся в неспособности установления врачом эмпатической связи с пациентом, а также в не достаточно развитом профессиональном самосознании специалиста,  слабом  осознании необходимых для успешного выполнения профессиональной деятельности качеств и их самооценки.

Ключевые слова: концепция болезни; личность врача; преморбидная личность; экстернал; интернал.

 Полный текст статьи

Список литературы:

1. Ананьев В.А. Психологические проблемы индивидуальности. Вып.3. Л.-М., 1985. С. 243-246.

2. Бажин Е.Ф., Эткинд A.M. Цветовой тест отношений. Л., 1985.

3. Безносов С. П. Личность и деятельность. Л., 1982. С. 115-122.

4. Билибин А.Ф. О мышлении клинициста-практика // Клиническая медицина. 1981. № 11. С. 104-106.

5. Билибин А.Ф. Методологические аспекты врачевания // Медицинская этика и деонтология. М., 1983. С. 137-151.

6. Бодалев А.А. Вопросы психологии общения и познания людьми друг друга. Краснодар, 1979. С. 3-14.

7. Бодалев А.А. Восприятие и понимание человека человеком. М., 1982.

8. Борисова А.А. Психологические проблемы рационализации деятельности. Вып.6. Ярославль, 1981. С. 21-31.

9. Брагина В,Д. Представления о профессии и самооценка профессионально-значимых качеств у учащейся молодежи // Вопросы психологии. 1976. № 2. С. 146-150.

10. Василенко В.Х. Введение в клинику внутренних болезней. М., 1985.

11. Германов В.А., Бобылев С.А. Клиническая  медицина. 1981. № 9. С. 98-102.

12. Донская Л.В., Линчевский Э.Э. Психофизиологические аспекты труда работников сферы обслуживания. М., 1979.

13. Психология и медицина. Материалы  к симпозиуму / Дорофеева Э.Т. и др. М., 1978. С. 82-88.

14. Кан-Калик В.В. Основы профессионально-педагогического общения. Грозный, 1979.

15. Квасенко А.В., Зубарев Ю.Г. Психология больного. Л., 1980.

16. Козлова И.И. Вопросы экспериментальной психологии и ее истории. М., 1974. С. 32-48.

17. Вопросы педагогики и психологии высшей школы: тезисы респ. науч. конф. / Крыжановская И.И., Аршава В.П., Короленко С.С. и др. Киев-Донецк, 1983. С. 39-41.

18. Крюкова Г.К. Психология и педагогика - реформе школы. Сообщения к научно-практическому семинару. Л., 1986. С.195-199.

19. Лакосина Н.Д., Ушаков Г.К. Медицинская психология. М., 1984.

20. Леонтьев А.А. Педагогическое общение. М., 1979.

21. Либих С.С., Давыдова Т.С. Психические состояния. Л., 1981. C.106-113.

22. Лисицин Ю.П., Изуткин A.M., Матюшин И.Ф. Медицина и гуманизм. М., 1984.

23. Мелибруда Е.Я.  Ты - Мы: Психологические возможности улучшения общения. М., 1986.

24. Муздыбаев К. Психология ответственности. М., 1983.

25. Обозов Н.Н. Вопросы практической психодиагностики и консультирования в вузе. Л., 1984. С. 24-56.

26. Осипов И.Н., Копнин П.В. Основные вопросы теории диагноза. Томск, 1962.

27. Панферов В.Н. Когнитивные эталоны и стереотипы взаимопознания людей // Вопросы психологии. 1982. № 5. С.139-141.

28. Ратнер Г.Л. Проблема применения программированного обучения в специальных областях обучения (медицина). М., 1969. С. 11-17.

29. Роговин М.С., Урванцев Л.П., Зимовский Б.Ф. Психология в деятельности врача // Клиническая медицина. 1986. № 5. С.133-140.

30. Ташлыков В.А. Психология лечебного процесса. Л., 1984.

31. Телешевская M.Э. Глазами больного. Киев, 1985.

32. Трусенева Н.В. Профессиональная этика: Производственные и непроизводственные аспекты. Владимир, 1982. с.171-174.

33. Урванцев Л.П. Наука и творчество. Методологические проблемы. Ярославль, 1986. С. 132-137.

34. Урванцев Л.П. Для чего нужна медицинская психология? // Вестник высшей школы. 1988. № 7. С.33-35.

35. Урванцев Л.П. Некоторые психологические аспекты профессиональной подготовки врача // Психологические проблемы рационализации трудовой деятельности. Ярославль, 1987. С. 33-41.

36. Харди И. Врач, сестра, больной. Будапешт, 1981.

37. Щепин О.П., Царегородцев Г.И., Ерохин В.Г. Медицина и общество. М., 1983.

38. Эльштейн Н.В.  Общемедицинские проблемы терапевтической практики. Таллин, 1983.

39. Hess Е.Н. Scientific American. 1965. V. 212. P. 46-54.

40. Sanson-Fisher R.W., Pool A.D. Medical Journal of Australia. 1978. V. 1. № 9. P. 473-476.

41. Seeman  М., Evans J.W. Alienation and learning in hospital setting // American Sociological Review. 1962. V. 27. P. 772-782.

Рекомендуемое библиографическое описание статьи: 

Урванцев Л.П. Профессиональное общение врача: психологическая наука - практике высшего медицинского образования. [Электронный ресурс] / Л.П. Урванцев // Личность в меняющемся мире: здоровье, адаптация, развитие: сетевой журн. 2015. № 1 (8). Режим доступа: http://humjournal.rzgmu.ru/art&id=122 (дата обращения: чч.мм.гггг).


Рубрика: Теория и методология

Просмотров статьи: 5968

Рязанский государственный медицинский университет им. акад. И.П. Павлова
www.rzgmu.ru
Адрес: 390026, Россия, Рязань,
ул. Высоковольтная, д. 9.


Новости

Все новости