Статьи в разделе «Личность как предмет исследований: теория, история, методология»

ПАТТЕРНЫ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ СОТРУДНИКОВ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ - Чернышева Е.В.

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ:

 Чернышева Елена Викторовна – кандидат психологических наук, доцент кафедры, психологии служебной деятельности и педагогики Уральского юридического института Министерства внутренних дел Российской Федерации»; 620057, Екатеринбург, Россия, ул. Корепина, д. 66. email: evchern2010@gmail.com.

 

Аннотация. В статье рассмотрены агрессия, агрессивное поведение и агрессивность как признаки профессионализации сотрудников полиции, развивающиеся под воздействием фактора службы в правоохранительных органах, в частности – влияния агрессивной антисоциальной среды, выполнения оперативно-служебных задач, наличия властных полномочий.

Представлены результаты проведенного исследования, показывающие различия в проявлении агрессии и агрессивного поведения у студентов гражданского вуза, обучающихся ведомственного вуза (курсантов), сотрудников полиции первого года службы и сотрудников, имеющих стаж работы в органах внутренних дел. У сотрудников полиции имеется высокий уровень нервно-психической устойчивости, проявление физической, косвенной, вербальной агрессии больше, чем у студентов и курсантов. Проанализированы корреляционные связи показателей агрессии с личностными особенностями. Выявлено, что проявление физической агрессии у сотрудников связано с недостаточным уровнем моральной нормативности поведения, а вербальная агрессия увеличивает адаптивные способности как у курсантов, так и у сотрудников полиции.

Высказано мнение о потребности в высококвалифицированных кадрах в органах внутренних дел и разработке направлений работы, специальных программ для профилактики появления и формирования агрессивного поведения, а также – снижению уровня агрессии.

Ключевые слова: агрессия, агрессивное поведение, агрессивность, виды агрессии, адаптивные способности, нервно-психическая устойчивость.


О ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ДЕТЕРМИНАНТАХ ДИНАМИКИ АДДИКТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ - Темиргалиева М.М.

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ:

Темиргалиева Майя Михайловна – аспирант 3 года обучения психологического факультета Ярославского государственного университета  имени П.Г. Демидова; 150003, г. Ярославль, ул. Советская, д.14.  email: mayamatveeva@mail.ru.

 

Аннотация. Статья посвящена исследованию психологических детерминант динамики аддиктивного поведения. Аддиктивное поведение является феноменом, широко распространившимся на различные сферы человеческой жизнедеятельности. Проявления аддиктивной направленности могут присутствовать как в структуре нормального функционирования индивида, так и переходить на патологический уровень выраженности. Это позволяет нам говорить об актуальности исследования динамики аддиктивного поведения как в теоретическом, так и в практическом плане, а именно тех психологических детерминант, которые способствуют трансформации уровня выраженности аддиктивного поведения с социально-адаптивного на патологический.

На основании имеющихся литературных данных были выдвинуты гипотезы о существовании таких психологических детерминант динамики аддиктивного поведения, как тип личностной идентичности, ценности, смысложизненные ориентации, способ реагирования на ситуацию фрустрации, нарциссические тенденции, особенности ментализации и копинг-стратегии. В результате эмпирического исследования были получены данные о значимых различиях в уровнях выраженности вышеперечисленных психологических характеристик внутри групп людей, обладающих низким средним или высоким уровнем выраженности аддиктивного поведения.

Полученные данные позволяют нам сделать выводы об имеющихся психологических закономерностях в динамике аддиктивного поведения, проявляющихся в изменении степени интеграции личности, ценностных ориентаций, уровня выраженности нарциссических тенденций, копинг-стратегий, типа реакции на фрустрацию, связанных с нарастанием уровня аддиктивной направленности жизнедеятельности. Это способствует внесению определенных изменений в существующие схемы профилактики и коррекции причин и проявлений аддиктивного поведения с целью повышения их эффективности, поскольку позволяет отследить степень влияния выраженности конкретных психологических параметров на уровень социальной адаптации.

Ключевые слова: аддиктивное поведение, аддикция, динамика аддиктивного поведения, психологические детерминанты.


РАЗВИТИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ПРЕДМЕТЕ ПСИХОЛОГИИ ЗДОРОВЬЯ - Яковлева Наталья Валентиновна

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ:

Яковлева Наталья Валентиновна – кандидат психологических наук, доцент, декан факультета клинической психологии федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Рязанский государственный медицинский университет имени академика И.П. Павлова» Министерства здравоохранения Российской Федерации, 390026, г. Рязань, ул. Высоковольтная, д. 9, e-mail: yakovleva.nata2@gmail.com

 

Аннотация. В статье представлен анализ представлений о предмете психологии здоровья. Описана динамика концептуальных репрезентаций предмета психологии здоровья от комплекса норм психического функционирования до психологической системы здоровьесбережения личности. Развитие психологии здоровья связано с процессами специфической категоризации, интеграции, дифференциации и системной интеграции предмета исследования. В контексте изучения динамики предмета исследования проведен анализ понятий «норма функционирования», «здоровая личность», «здоровьесберегающее поведение и здоровый образ жизни», «система здоровьесбережения личности». В статье подробно описываются модели здоровой личности в ведущих психологических школах. Дан критический анализ концепта «здоровая личность» и показана его ограниченность для решения проблем современной психологии здоровья. Сформулировано современное представление о предмете психологических исследований здоровья, позволяющее учесть векторы развития дисциплины. Предмет психологии здоровья определен как индивидуальная система управления личностью своими жизненными ресурсами в целях освоения суверенного жизненного пространства в континууме жизненного пути. Данный дискурс задает новое качество психологических исследований здоровья от общих методологических принципов до конкретной тематики.

Ключевые слова: психология здоровья, системный подход, здоровая личность, здоровьесберегающее поведение, психологическая система здоровьесбережения личности.


СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СТРУКТУРА ЛИЧНОСТИ - Сухов Анатолий Николаевич

  СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ:

Анатолий Николаевич Сухов – почетный работник высшего профессионального образования, доктор психологических наук, профессор, заведующий кафедрой социальной психологии и социальной работы федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Рязанский государственный университет имени С.А. Есенина», 390000, г. Рязань, ул. Полонского, д. 18, e-mail: a.suhov@365.rsu.edu.ru

 

Аннотация. В данной статье раскрывается социально-психологическая структура личности как в состоянии нормы, так и деформации.

Социально-психологическая структура личности включает в себя следующие характеристики: ментальность; ценностно-смысловую сферу; мотивационную сферу (направленность, жизненные цели, планы, жизненный путь); когнитивные характеристики (картина мира), в том числе «Я-концепцию», «Я-образ», самоотношение, самооценку; локус контроля,  ответственность, в том числе конфликтологическую, антикризисную переговорную компетентность; статусно-ролевые, репутационно-имиджевые характеристики; эмоциональные, психические состояния, социальные чувства.

В статье также рассматривается проблема, связанная с обоснованием социальной психологии успеха.

В настоящее время усиливается интерес к изучению восточно-психологических теорий личности.

Известно, что определённые исламские движения носят экстремистский характер. Поэтому нужно знать данные психологические особенности, чтобы успешно бороться с мировым терроризмом. 

Ключевые слова: личность, индивид, человек, персона, социально-психологическая структура, теории личности, деформация, социальная психология успеха.


Исследование ценностных ориентаций студентов 6 курса лечебного факультета РязГМУ - Леонов Г.А. Соломатина А.С.

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ:

Леонов Геннадий Александрович – доктор медицинских наук, доцент кафедры неврологии и нейрохирургии Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Рязанский государственный медицинский университет имени академика И.П. Павлова» Министерства здравоохранения Российской Федерации,390026 г. Рязань, ул. Высоковольтная, д. 9, e-mail:genady-leonov@yandex.ru

Соломатина Анастасия Сергеевна - студентка 6 курса лечебного факультета Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Рязанский государственный медицинский университет имени академика И.П. Павлова» Министерства здравоохранения Российской Федерации, 390026, г. Рязань, ул. Высоковольтная, д. 9, e-mail:nastya.solomatina2017@yandex.ru

Аннотация.Современные социальные условия предъявляют особые требования к формированию системы ценностей личности. Целью исследованияпослужила оценка особенностейценностных ориентаций студентов 6 курса лечебного факультета РязГМУ по методике «Ценностные ориентации» М. Рокича, который различал два класса ценностей:терминальные и инструментальные. Такое деление соответствует традиционному делению на ценности-цели и ценности-средства. В опросеприняли участие 60 студентов 6 курса лечебного факультета в возрасте от 22 до 25 лет.В результате исследования установлено, что для студентов – медиков наиболее значимыми терминальными  ценностями стали здоровье, счастливая семейная жизнь, любовь, отсутствие материальных затруднений, интересная работа, развитие и активная деятельная жизнь. Индифферентное отношение респонденты проявили к наличию хороших и верных друзей, познанию, свободе, общественному признанию, продуктивной жизнии жизненной мудрости. Счастье других занимает самую низкую позицию в иерархии терминальных ценностей. Лидирующие места в списке инструментальных ценностей заняли честность, образованность, жизнерадостность, ответственность, воспитанность, независимость иширота взглядов. Индифферентно отношение участников опроса к аккуратности, эффективности в делах, рационализму, твердой воле, самоконтролю и смелости в отстаивании своего мнения, взглядов. Высокие запросы и непримиримость к недостаткам в себе и других замыкают список инструментальных ценностей.В целом, у студентов РязГМУ сложилась система профессиональных ценностей. В то же время более половины ценностей находятся в состоянии внутреннего конфликта. Полученные данные свидетельствуют о необходимости уделять большее внимание профессиональной этике в образовательном процессе.

Ключевые слова: ценностные ориентации, терминальные и инструментальные ценности, студенты 6 курса лечебного факультета РязГМУ.


Особенности ценностных ориентаций студентов-первокурсников - Лесин А.М.

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ:

Лесин Александр Михайлович – кандидат психологических наук, преподаватель кафедры общей и специальной психологии с курсом педагогики федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Рязанский государственный медицинский университет имени академика И.П. Павлова» Министерства здравоохранения Российской Федерации, г. Рязань, ул. Высоковольтная, д. 9, e-mail: am1709@mail.ru


Аннотация. В статье представлены результаты исследования ценностных ориентаций студентов-первокурсников с 2003 по 2013 и 2018 гг. Актуальность исследования подтверждается необходимостью психологического изучения трансформации ценностной сферы в условиях социальных и политических изменений в российском обществе за последние годы на примере студентов-первокурсников, как одних из наиболее активных представителей социума, начинающих свое профессиональное становление. В результате проведенного исследования выявлено уменьшение инструментальных и абстрактных, с одновременным увеличением терминальных и конкретных ценностей первокурсников с 2003 по 2018 гг. Показано, что это косвенно могло свидетельствовать о снижении веры в себя, личностной незрелости, а также большей ориентации на внешние факторы с целью достижения жизненного успеха. Представлены результаты, что менялась частотность упоминания отдельных ценностей.Студенты стали чащеназывать «здоровье», «семья», «родители» в результате пропаганды семейных ценностей и здорового образа жизни, но некоторые абстрактные внутренние инструментальные ценности, такие как «честность», «верность», «доброта» стали встречаться реже. Выявлено, что трудолюбие, совесть, порядочность, терпимость, чуткость в последние годы перестали упоминаться студентами, но появились ценности, связанные с успехом, временем, статусом, материальным благополучием и деньгами. Отмечено возможное искажение отдельных ценностей со временем, например, увеличение значимости ценности «семья» при уменьшении важности таких нравственных инструментальных ценностей, как «честность», «верность», «уважение», «чуткость», «ответственность», «терпимость» может свидетельствовать о трансформации смыслового наполнения семейной ценности. Автор указывает, что полученные результаты могут быть полезны педагогам, психологам, социологам, а также самим студентам для формирования ценностной сферы молодежи.


Ключевые слова: личность, ценностные ориентации, терминальные и инструментальные ценности, абстрактные и конкретные ценности, студенты.


Соотношение категорий «образ тела» и «концепция тела» в трудах зарубежных ученых - Фаустова А.Г.

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ:

Фаустова Анна Геннадьевна – кандидат психологических наук, старший преподаватель кафедры общей и специальной психологии с курсом педагогики  Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Рязанский государственный медицинский университет имени академика И.П. Павлова» Министерства здравоохранения Российской Федерации, г. Рязань, ул. Высоковольтная, д. 9, e-mail: lakoniya@yandex.ru

Аннотация. В статье представлены результаты литературного обзора зарубежных концепций, посвященных способам категоризации телесного опыта субъекта. Особое внимание в статье уделяется категориям телесного образа и концепции тела, показаны их специфика и смысловое содержание, особенности практического применения.

Проанализированы работы ведущих специалистов в сфере психологии внешности: P. Schilder, S. Fisher, S. Cleveland, F. Shontz, D.H. Bennett,T.F. Cash, T. Pruzinsky. P. Schilder является автором термина «образ тела», под которым он понимал ментальную репрезентациюв сознании субъекта различных параметров собственного тела. В теории S. Fisher иS. Cleveland делается акцент на психологической природе конструкта «образ тела», что связано с выдвижением на первый план переживания субъектом собственного тела, чувств и установок по отношению к своему физическому облику. Завершенный вид категория телесного образа приобрела в работах T.F. Cashи T.Pruzinsky, которые обратили внимание на наличие в структуре образа тела установочного и перцептивного компонентов. F. Shontz иD.H. Bennett развивали конструкт «концепция тела», актуализируя его интеллектуальную природу и подчеркивая необходимость разработки системы знаков и символов для вербализации телесных переживаний.

Делается вывод о концептуально-понятийных и феноменологических границах категории «образ тела» и «концепция тела». Если концепция тела предоставляет субъекту систему для описания и объяснения своего телесного опыта, то образ тела интегрирует результаты восприятия и оценкисвоего тела, отношения и намерения относительно внешнего облика.

В качестве перспектив предлагается дополнительно проанализировать и выявить соотношение таких категорий, как «физическое / телесное Я», «отношение к телу» и «телесность». К актуальным задачам также относится составление обзора теоретических разработок и эмпирических открытий, сделанных в отечественной психологии.

Ключевые слова: образ тела, телесный образ, концепция тела, внешность.


Психодинамическая идея в ХХ веке: от гештальта к мотивации - Сочивко Д.В.

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ:

Сочивко Дмитрий Владиславович - доктор психологических наук, профессор кафедры общей и специальной психологии с курсом педагогики Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Рязанский государственный медицинский университет имени академика И.П. Павлова» Министерства здравоохранения Российской Федерации, г. Рязань, ул. Высоковольтная, д. 9, e-mail: sochivo@mail.ru

Аннотация. В статье представлен психологический анализ формирования области психодинамических представлений в ХХ веке, которая теперь, на наш взгляд, может с успехом претендовать на звание новой области психологической науки – психодинамики. 

Важнейшим в становлении любой экспериментальной науки является структурирование знания об элементарных, далее неделимых на определенном уровне познания частицах исследуемой материи, множества которых и составляют субстрат движения. Термин психодинамика в настоящее время в отечественной психологии можно рассматривать как в достаточной степени устоявшийся. В словарях отечественных авторов мы вообще не найдем термина Психодинамика: сразу за «психодиагностикой» обычно следуют «психоделики» (очевидно, гораздо более важное для психологов понятие), или же «психодинамические свойства личности», на которые указана ссылка отсылающая к нейродинамическим свойствам.

В переводных словарях термин «психодинамика» встречается чаще, в основном в тесной связи с психоанализом. Так, например, у Б.Мура и Б.Фаина - «ПСИХОДИНАМИКА (PSYCHODYNAMICS) – один из важнейших аспектов психоаналитической теории, объясняющий феномены мышления, чувств и поведения как психические проявления, возникающие в результате взаимодействия противоположно направленных мотивационных сил. Основное внимание психодинамики нацелено на изучение взаимных влияний различных побуждений, выяснение сущности психических процессов, развития, прогресса, регресса и фиксации психической деятельности…»

Психодинамика - это некий специфический механизм, начинающий свое функционирование со вступления во взаимодействие противоположных мотивационных сил и заканчивающийся невротическим симптомом. С точки зрения классического психоанализа это, возможно, так и есть. З.Фрейд неоднократно подчеркивал, что внутренний конфликт личности как интериоризация неизбежного конфликта между личностью и обществом лежит в основе практически любого психического проявления.

Ключевые слова: психодинамика, психодинамические теории личности, глубинной психологии, диспозициональная психология, концепции мотивации, гештальт-психология.


Психологические особенности феномена исчезнувшего близнеца: теоретический анализ - Каращук Л.Н. Дискаева Е.А.

"Web - трибуна" молодого ученого

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ:

Каращук Любовь Николаевна - старший преподаватель кафедры общей и специальной психологии с курсом педагогики  Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Рязанский государственный медицинский университет имени академика И.П. Павлова» Министерства здравоохранения Российской Федерации, г. Рязань, ул. Высоковольтная, д. 9, e-mail: karaschuklyubov@gmail.com

Дискаева Елизавета Алексеевна – студентка 3 курса факультета клинической психологии Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Рязанский государственный медицинский университет имени академика И.П. Павлова» Министерства здравоохранения Российской Федерации, г. Рязань, ул. Высоковольтная, д. 9, e-mail: cobra-799@mail.ru

Аннотация. В последнее время учеными наблюдается взаимосвязь между событиями, происходившими во время беременности, или, самочувствие матери во время этого периода и какими-либо отклонениями в развитие ребенка. Тот опыт, который дети получают, находясь в матке матери, во время родов очень важен, так как эти впечатления остаются на всю жизнь в психике и оставляют неизгладимый отпечаток в ней. На сегодняшний день имеется много исследований, которые представляют доказательства того, что плод обладает эмоциональным восприятием и активно функционирующей памятью, а воспринятые до рождения впечатления — после рождения оказывают влияние на образ мышления и стиль поведения человека в течение всей его последующей жизни. Например, Beversdorf с коллегами из кафедры неврологии Медицинского Центра университета штата Огайо (США) интенсивно изучалигенетическиеаспекты аутизма. Но в последующем группа ученых решила обратить внимание на социально-психологические факторы и обнаружила, что сильный эмоциональный стрессор, перенесенные женщинами на 21-32 недели, с пиком в 25-28 недель, играет огромную роль в происхождении аутизма [1]. Лонгитюдные исследования показывают, что последствия перенесенного эмоционального стресса в пренатальной фазе могут быть самые разные [2]. Одним из сильных, значимых травматических переживаний в пренатальном развитии является «феномен, или синдром, исчезнувшего близнеца» (Vanishingtwin). Это загадочная аномалия, которая заключается в том, что в течение многоплодной беременности на определенном сроке, чаще всего, в первом триместре, остается только один близнец, а другой по ряду причинпогибает.

Таким образом, в этой статье рассматриваются проблемы «феноменаисчезнувшего близнеца» и возможные психологические последствия внутриутробной потери близнеца. Широкое использование УЗИ в ранние сроки беременности показало значительную распространенность данного феномена, что делает актуальной проблему психологической помощи и поддержки близнецам, потерявших сибса до рождения.

Ключевые слова: «феномен исчезнувшего близнеца», «синдром исчезнувшего близнеца», выживший близнец,близнецы, пренатальная травма, психологические последствия потери, личностные особенности.


Креативность на личностном и организационном уровнях: современные модели и концепции - Нариманова О.В.

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ:

Нариманова Ольга Владимировна - кандидат экономических наук, доцент, заведующая кафедрой экономики, права и управления здравоохранением  Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Рязанский государственный медицинский университет имени академика И.П. Павлова» Министерства здравоохранения Российской Федерации, г. Рязань, ул. Высоковольтная, д. 9, e-mail:mgmrzgmu@mail.ru

Аннотация. Одной из наиболее актуальных для России задач в настоящее время является реализация новой модели экономического роста. При этом необходимо задействовать все возможности новых механизмов роста, включая креативный потенциал организаций. В статье анализируются современные модели и концепции креативности. Особое внимание уделено барьерам креативности и способам её стимулирования на личностном и организационном уровнях.

В соответствии с основными подходами учёных к трактовке креативности, не существует универсальных методик, пробуждающих в человеке способность к творчеству. В связи с этим модели и концепции креативности весьма разнообразны. Одни из них акцентируют внимание на способах стимулирования индивидуального творческого потенциала человека. К этой группе относятся теории и модели американских ученых А. СентДьорди,  Г. Джонса,  Р. Стюарт, А. Кестлера, Э. де Боно,  М. Киртона, Майерс-Бригс,  Д. Генри и других. Существует также немало моделей, анализирующих проблемы повышения общего потенциала креативности организаций. В их числе следует отметить «теорию вируса», теорию «метателей и ловцов бананов», модели Ч. Хэнди, П. Кука. Наконец, имеют большую ценность исследования, в которых анализируются барьеры креативности на личностном и организационном уровнях и обосновываются способы их преодоления или минимизации. Среди них наибольший интерес представляют модели «айсберга» и «трехногой табуретки» П. Кука.

Креативность, или творческое мышление, - это одно из главных условий успеха в любой инновационной деятельности и создании конкурентных преимуществ организаций.Креативность характеризуется современными учёными как особый феномен, предполагающий вдохновение, творческий порыв, озарение, но в то же время подкрепляемый определёнными методами стимулирования и технологиями.

Ключевые слова: креативность, концепции, модели, организация, личность, интеллект, творчество, стиль мышления, личностные и организационные барьеры креативности, стимулирование креативности.


ОСОБЕННОСТИ СОДЕРЖАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ЦЕННОСТИ «ПРОФЕССИОНАЛИЗМ» В СОЗНАНИИ СТУДЕНТОВ ПЕРВОГО КУРСА МЕДИЦИНСКОГО ВУЗА - Насекина С.Н. Гришенина Ю.А. Левина М.А. Кечина Э.А.

Информация об авторах:

Насекина Светлана Николаевна – старший преподаватель кафедры латинского языка и русского языка, Рязанский государственный медицинский университет им. акад. И.П. Павлова, ул. Высоковольтная, 9, 390026, г. Рязань, Российская Федерация,  e-mail: nasekina@inbox.ru

Гришенина Юлия Алексеевна – кандидат психологических наук, старший преподаватель кафедры латинского языка и русского языка, Рязанский государственный медицинский университет им. акад. И.П. Павлова, ул. Высоковольтная, 9, 390026, г. Рязань, Российская Федерация, e-mail: grishenina@inbox.ru

Левина Мария Андреевна –  кандидат педагогических наук, старший преподаватель кафедры латинского языка и русского языка, Рязанский государственный медицинский университет им. акад. И.П. Павлова, ул. Высоковольтная, 9, 390026, г. Рязань, Российская Федерация, e-mail: levinmariya@yandex.ru

Кечина Элина Алексеевна –  кандидат филологических наук, доцент кафедры латинского языка и русского языка, Рязанский государственный медицинский университет им. акад. И.П. Павлова, ул. Высоковольтная, 9, 390026, г. Рязань, Российская Федерация, e-mail: kechina172@inbox.ru

Современное общество предъявляет к личности высокие требования и ориентировано, прежде всего, на сотрудника с высокими показателями профессионально-важных и деловых качеств, оптимальное сочетание которых обеспечивает устойчивую конкурентноспособность специалиста на рынке труда.

Основы  профессионального развития личности закладываются на  начальном этапе обучения, в процессе которого в сознании студентов  формируются представления о ценностях, смыслах, основных правилах  и нормах выбранной профессии.

В дальнейшем совокупность и содержание ценностных ориентаций личности служит этическим регулятором поведения  и своеобразным вектором жизнедеятельности человека. Поэтому, как считают авторы,  исследование, направленное на выявление особенностей содержания образовательной ценности «профессионализм» у студентов первого курса медицинского вуза, является актуальным и своевременным.

В данной статье представлены результаты, полученные  в ходе проведения свободного ассоциативного эксперимента среди студентов первого курса лечебного факультета. Данная группа студентов соотносится с категорией «адепты» согласно классификации стадий профессионализма по Климову.

На основе анализа структуры и содержания  ассоциативного поля слова-стимула «профессионализм» нами были следующие выводы.

«Профессионализм» в сознании студентов-первокурсников активно формируется и находится в процессе своего становления и представляется ими как сложное  многоуровневое, системно организованное,  многокомпонентное понятие.

Основную смысловую нагрузку  в концепции профессионализма у первокурсников несут  факторы и средства, необходимые для его достижения, равно как и качества личности, её свойства, без которых невозможно овладение требуемым уровнем профессии. В свою очередь, можно говорить о высоком уровне мотивации студентов, в сознании которых активно актуализирована результативная сфера, доступная при условии овладения высокими профессиональными навыками.

Ключевые слова: профессионализм, профессиональный уровень, личность, ассоциативный эксперимент, обыденное сознание, образовательный процесс.


ВЛИЯНИЕ ЯЗЫКА МЕДИЦИНЫ НА МЕТАФОРИЧНОСТЬ РЕЧИ - Ефремова Л.В.

Информация об авторах:

Ефремова Людмила Васильевна – кандидат филологических наук, преподаватель кафедры латинского языка и русского языка, Рязанский государственный медицинский университет им. акад. И.П. Павлова, ул. Высоковольтная, 9, 390026, г. Рязань, Российская Федерация, e-mail:lusinda.08@list.ru

Статья посвящена анализу лексики медицинской терминологии с точки зрения её влияния на общеупотребительную. В настоящее время на первый план выдвинут антропоцентрический подход к изучению языка, когда проблема личности является главной. Языковые явления изучаются с точки зрения значения их для человека. Одним из основных направлений в изучении языка и культуры является изучение его лексики. Лексический состав языка чётко показывает все изменения внутри страны: политические, экономические, культурные.

Отдельное внимание автор уделил рассмотрению способов обогащения лексики. Так, было выявлено, что лингвисты пытаются использовать смежные науки, чтобы изучить способы пополнения языка новыми словами. Семантический способ и заимствования являются основными для обогащения речи. Заимствования, например, приходят в нашу речь из обмена опытом между странами. Одним из приоритетных направлений для страны является общий подъём уровня образования и медицины. Обмен медицинским опытом и освещение научных проблем через СМИ является источником для усвоения и использования слов, которые ранее употреблялись лишь в профессиональной речи. Язык всегда стремился к повышению культуры речи. Одним из таких способов является – метафора. Сухой и чёткий язык медицины становится объектом, который можно использовать для яркости, выразительности речи. Автор проанализировал ряд метафор, которые используются в публицистике и речи. Употребление слов медицинской терминологии в переносном значении не осознаётся человеком в качестве медицинского термина. Такие слова используются в публицистике и общебытовой речи для ёмкости и яркости языка.

Ключевые слова: метафоричность, лексика, язык медицины, актуализация, культура.


ЧТО МОЖЕТ АНЕСТЕЗИЯ РАССКАЗАТЬ НАМ О ПРИРОДЕ СОЗНАНИЯ? (материалы открытой лекции на IV Всероссийской конференции студентов и молодых учёных с международным участием «Психология и медицина: пути поиска оптимального взаимодействия» 22-24 ноября 2017 года г. Рязань) - Майкл Вонг

Информация об авторе:

Майкл Вонг - доктор наук, почетный профессор клинической психологии университета Лестера (Великобритания), University Road, Leicester LE1 7RH

В данной статье представлены материалы открытой лекции профессора Майкла Вонга на IV Всероссийской конференции студентов и молодых учёных с международным участием «Психология и медицина: пути поиска оптимального взаимодействия» 22-24 ноября 2017 года г. Рязань. Материал содержит объяснение влияния элементов общего наркоза на структуры имплицитной и эксплицитной памяти, а так же результаты собственных экспериментов М.Вонга по изучению влияния состояния общего наркоза на психику пациентов. Подробно освещена авторская концепция уровневого строения сознания. Слайды на русском языке и перевод основного содержания лекции позволили всем слушателям погрузиться в тему, близкую каждому клиническому психологу, хирургу и анестезиологу, а также всем, кто имеет опыт погружения в общий наркоз для оперативного вмешательства. По итогам лекции профессору Вонгу было задано много вопросов, что свидетельствует об актуальности проведенных исследований, интересе к междисциплинарным научно-исследовательским проектам и практике клинической психологии за рубежом.

Ключевые слова: сознание, анестезия, имплицитная и эксплицитная память, воспоминание, наркоз, словесный прайминг.


ПРОБЛЕМА СВОБОДЫ И НЕОБХОДИМОСТИ В ПСИХОЛОГИИ ЗДОРОВЬЯ - Шишкова И.М. e-mail: seagull93@yandex.ru

Информация об авторах:

Шишкова Ирина Михайловна - преподаватель кафедры общей и специальной психологии с курсом педагогики ФГБОУ ВО РязГМУ Минздрава России, 390026 г. Рязань, ул. Высоковольтная, д. 9.

В статье проводится обзор проблемы свободы и необходимости в психологии здоровья. Философские категории рассматриваются в тесной взаимосвязи с понятием здоровья и здоровьесберегающей деятельностью человека. 

В современном мире границы человеческой свободы в отношении здоровья во многом расширяются:  людям позволено выбирать медицинские учреждения и лекарственные средства, решать, иметь или не иметь детей, определять, поддерживать ли жизнь человека в состоянии комы, человечество научилось бороться со многими ранее смертельными и неизлечимыми болезнями и даже менять собственный пол. Однако платой за такую свободу становится резкая зависимость от материально-технических средств. При этом общество неизменно накладывает на человека определенные обязательства. Каждый несет ответственность за работу, семью, государство. Современные условия жизни накладывают свой отпечаток на состояние здоровья каждого человека. Это и экологические факторы, и факторы профессионального здоровья, и социально-экономические факторы.

Рассматривая проблему свободы и необходимости, нельзя однозначно сказать, как соотносятся между собой эти категории. Они могут и быть тесно связаны, могут быть противопоставлены друг другу. Обращая внимание на возрастной аспект, можно сказать, что вместе с различными этапами взросления человек и теряет, и приобретает свободу, то же происходит и с категорией необходимости.  В разных жизненных аспектах, в различных ситуациях соотношение этих философских категорий меняется. 

Выбор каждого человека определяется иерархией его ценностей, и в норме здоровье считается высшей ценностью, высшим благом и главной потребностью человеческой жизни. 

Ключевые слова:  психология здоровья, здоровье, свобода, необходимость, потребность.


ПОНИМАНИЕ ПРОЦЕССА ПОЗНАНИЯ ЛИЦ В СОВРЕМЕННОЙ НАУКЕ - Турсунов В.В. e-mail: tursunovvlad@mail.ru

"Web-трибуна молодого ученого"

Информация об авторах:

Турсунов Владислав Владимирович - студент 5 курса факультета клинической психологии ФГБОУ ВО РязГМУ Минздрава России, 390026 г. Рязань, ул. Высоковольтная, д. 9.

Статья посвящена теоретическому обзору процесса познания лиц в современной науке. В данной статье поднимаются вопросы терминологии, основных подходов к изучению, а так же возможному вкладу отечественной нейропсихологической школы в развитие данного направления.

Процесс познания лиц – сложная система, состоящая из множества компонентов. Современные варианты исследования процесса познания лиц часто ограничиваются психодиагностическими методиками, которые направлены на одну сторону процесса познания лиц. Данные методики имеют как свои плюсы (простота обработки и применения), так и свои минусы (однонаправленность, отсутствие учета индивидуальных характеристик).

Поэтому не смену им пришли новые варианты исследования процесса познания лиц – многомерные исследования процесса познания лиц. Данные батареи включают всестороннее изучение процесса познания лиц, а так же учет индивидуальных характеристик, учет скорости и точности выполнения заданий. Данный подход достаточно интересный и адекватный для изучения процесса познания лиц, но встаёт ряд вопросов: невозможность применения этих методик в клиниках из-за большого количества времени для их выполнения, невозможность применения с детьми из-за их истощаемости. Данные проблемы несут большой недостаток для клинического применения данных методик.

Возможным решением этой проблемы может служить как раз отечественная школа нейропсихологии, которая позволит изучить вклад определенной зоны в осуществление восприятия лица, как сложного процесса. Более тщательное качественное описание позволит раскрыть новые грани этого процесса. Так же адекватным будет сочетание качественного анализа с одной стороны, количественного анализа с другой, а так же дополнения этих исследований психофизиологическими методами, где каждый метод будет дополнять другой на определенном этапе исследования.

Ключевые слова:  процесс познания лиц, восприятие лиц, прозопагнозия, нейропсихология.


ОПТИМАЛЬНЫЙ СТИЛЬ ЛИДЕРСТВА НА РАЗЛИЧНЫХ ЭТАПАХ ЖИЗНЕННОГО ЦИКЛА ОРГАНИЗАЦИИ - Нариманова О.В. e-mail: mgmrzgmu@mail.ru

Информация об авторах:

Нариманова Ольга Владимировнакандидат экономических наук, доцент, заведующая кафедрой экономики и права ФГБОУ ВО РязГМУ Минздрава России, 390026 г. Рязань, ул. Высоковольтная д. 9.

В статье анализируются проблемы выбора оптимального стиля управления организацией на различных этапах её жизненного цикла. Исследование опирается на фундаментальные разработки одного из наиболее авторитетных современных ученых в области бизнеса и менеджмента Ицхака Калдерона Адизеса. В статье обосновывается вывод, что команда высшего руководства обязательно должна объединять в себе носителей четырёх взаимодополняющих стилей лидерства, которые условно обозначаются «Производитель», «Администратор», «Предприниматель», «Интегратор».

Ключевые слова: менеджмент, управление, организация, руководитель, жизненный цикл организации, оптимальный стиль лидерства, интегральный стиль управления PAEI.


ЛИЧНОСТНАЯ ГОТОВНОСТЬ КАК ОСНОВА КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ИНВАЛИДОВ В ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ - Уланова Н.Н., Яковлев В.В. e-mail: nata.ulanova88@gmail.com

Информация об авторах:

Уланова Наталья Николаевна – преподаватель кафедры общей  и специальной психологии с курсом педагогики ФГБОУ ВО РязГМУ Минздрава России, 390026 г. Рязань, ул. Высоковольтная д. 9

Яковлев Василий Васильевич - кандидат психологических наук, начальник центра психологических исследований ФГБОУ ВО РязГМУ Минздрава России, 390026 г. Рязань, ул. Высоковольтная д. 9

В статье рассматривается феномен личностной готовности - психологическая основа конкурентоспособности инвалида как субъекта трудовой деятельности. Проведен анализ подходов к структуре психологической готовности в отечественной психологии. Особое внимание уделено мотивационно-смысловым компонентам готовности. Представлена схема стандартизованного интервью как инструмента исследования личностной готовности инвалидов к трудовой деятельности. Работа выполнена в рамках гранта РГНФ № 16-16-62003.

Ключевые слова: инвалиды, психологическая готовность, конкурентоспособность личности, трудовая деятельность.


ПОНЯТИЕ О ВНУТРЕННЕЙ КАРТИНЕ ЗДОРОВЬЯ - Шишкова И.М. e-mail: seagull93@yandex.ru

Информация об авторах:

Шишкова Ирина Михайловна - преподаватель кафедры общей и специальной психологии с курсом педагогики ФГБОУ ВО РязГМУ Минздрава России.

В статье обозначена актуальность исследования внутренней картины здоровья детей, обозначены основные подходы к определению внутренней картины здоровья и взаимосвязь с понятием «отношение к здоровью».

Ключевые слова: внутренняя картина здоровья, здоровье, отношение к здоровью, школьный возраст. 


РОДИТЕЛЬСКОЕ ОТНОШЕНИЕ К ДЕТЯМ С РАССТРОЙСТВАМИ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА - Кулина Д.Г., Яковлева Н.В. e-mail: CoolDRyzGMU@yahoo.com

Информация об авторах:

Кулина Дарья Геннадьевна - старший лаборант кафедры общей и специальной психологии с курсом педагогики ФГБОУ ВО РязГМУ Минздрава России.

Яковлева Наталья Валентиновна - кандидат психологических наук, доцент, заведующий кафедрой общей и специальной психологии с курсом педагогики ФГБОУ ВО РязГМУ Минздрава России.

В статье представлены результаты научных исследований о проблеме родительского отношения к детям с расстройствами аутистического спектра. Подчёркнуто, что родительское отношение как объект психологических исследований включает в себя одновременно сочетание когнитивного, эмоционального и поведенческого компонента. Описаны клинико-психологические особенности детей с РАС, которые обуславливают специфику родительского отношения.

Ключевые слова: родительское отношение, ребёнок, психическое, физическое и социальное развитие, расстройства аутистического спектра, семья, принятие, отвержение.


АНАЛИЗ СОВРЕМЕННЫХ ЗАРУБЕЖНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ ЛИЧНОСТНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ В РАМКАХ ПСИХОГЕНЕТИКИ - Баранова А.В., Каращук Л.Н. e-mail: miss.tander@mail.ru

"Web-трибуна молодого ученого"

Информация об авторах:

Баранова Александра Валерьевна - студентка 3 курса факультета клинической психологии ФГБОУ ВО РязГМУ Минздрава России.

Каращук Любовь Николаевна - старший преподаватель  кафедры общей спихологии с курсом педагогики ФГБОУ ВО РязГМУ Минздрава России.

В статье дается анализ работ современных зарубежных исследователей личностных особенностей в русле психогенетики. Проведен обзор научных статей и показаны современные данные  молекулярно-биологических исследований личностных черт. Основываясь на данных исследованиях, авторы статьи формируют выводы о современном направлении изучения личностных особенностей в психогенетике.

Ключевые слова: личностные особенности, «большая пятерка», психогенетика, обобщение, мета-анализ.


ПЕРИНАТАЛЬНАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ КАК СФЕРА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕРИНАТАЛЬНОГО ПСИХОЛОГА - Завгородняя И.В. e-mail: zavgorodnyai@mail.ru

Информация об авторах:

Завгородняя Ирина Владимировна - кандидат психологических наук, доцент кафедры общей и социальной психологии ФГБОУ ВО ВГУ.

В статье рассматривается проблема определения места перинатальной психотерапии в системе психологической науки и практики. Перинатальная психотерапия отличается от других разновидностей психотерапии рядом специфических особенностей. Перечислены теоретические и практические задачи, стоящие перед перинатальным психологом на сегодняшний день. 

Ключевые слова: перинатальная психология, перинатальная психотерапия, клиническая (медицинская) модель психотерапии, психологическая модель психотерапии.


ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ В ПРЕОДОЛЕНИИ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ БАРЬЕРОВ - Манина В.А. e-mail: valeriamanina@gmail.com

Информация об авторах:

Манина Валерия Алексеевна - кандидат психологических наук, преподаватель  кафедры социологии и социальной работы ФГБОУ ВО Оренбургский ГАУ.

В статье рассматриваются основные виды и функции психологических барьеров. Особое внимание уделяется разработке стратегий и тактик преодоления психологических барьеров у студентов.

Ключевые слова: преодоление; психологический барьер; студенты; стратегии; психологическое консультирование.


РАЗВИТИЕ ГЕРМЕНЕВТИКИ КАК МЕТОДА ПСИХОЛОГИИ - Каращук Л.Н., Куликов А.Д. e-mail: alexander.kulikov97@mail.ru

"Web-трибуна молодого ученого"

Информация об авторах:

Каращук Любовь Николаевна - старший преподаватель  кафедры общей спихологии с курсом педагогики ФГБОУ ВО РязГМУ МИнздрава России.

Куликов Александр Дмитриевич - студент 2 курса факультета клинической психологии ФГБОУ ВО РязГМУ МИнздрава России.

В статье изложены основные направления развития герменевтики и герменевтического метода как метода психологии. Проанализированы вклады: Ф. Шлейермахера и В. Дильтея. Обозначена проблематика определения первого человека, использовавшего герменевтический метод в истории.

Ключевые слова: герменевтика, герменевтический метод, исследование, история герменевтики.


ПРОБЛЕМА ФОРМИРОВАНИЯ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ - Жолудова А.Н. Полякова О.В. e-mail: a.n.zholudova@yandex.ru

Информация об авторе:

Жолудова Алла Николаевна - кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики, психологии и ТСО ФДПО Рязанского государственного медицинского университета им. академика И.П. Павлова.

Полякова Олеся Витальевна - кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики, психологии и ТСО ФДПО Рязанского государственного медицинского университета им. академика И.П. Павлова.

В статье рассматривается проблема формирования психолого-педагогической компетенции преподавателей, аспирантов и магистров высшей медицинской школы. Определена компетенция преподавателя, как совокупность профессиональных знаний, умений, навыков, ценностей, а также готовность их использовать для эффективного осуществления деятельности, и критерии оценки ее сформированности. На основании этого обоснован уровень теоретической и практической подготовки слушателей, на котором рассматривается проблема формирования коммуникативной компетентности. Изложены и обобщены выводы по внедрению в образовательный процесс вуза инновационных педагогических технологий, с целью формирования психолого-педагогической компетенции преподавателя, одним из показа-телей которой является коммуникативная компетентность.


Ключевые слова: преподаватель, психолого-педагогическая компетентность, педагогическая деятельность, система повышения квалификации, коммуникативная компетентность.


ПРОБЛЕМА ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ ИНВАЛИДОВ К ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И АКТУАЛЬНОСТЬ ЕЕ ИССЛЕДОВАНИЯ НА МАТЕРИАЛЕ РЯЗАНСКОЙ ОБЛАСТИ - Яковлев В.В. Фролов А.И. e-mail: vasvasyak@mail.ru

Информация об авторах:

Яковлев Василий Васильевич - кандидат психологических наук, начальник центра психологических исследований ФГБОУ ВО РязГМУ Минздрава России.

Фролов Анатолий Иванович - специалист центра психологических исследований ФГБОУ ВО РязГМУ Минздрава России.

В статье обоснована актуальность исследования проблемы психологической готовности инвалидов к трудовой деятельности. Анализируются объективные и личностные факторы, препятствующие трудоустройству инвалидов. В качестве научно-прикладного подхода к исследованию предлагается концепция витальной метакомпетентности. Работа выполнена в рамках гранта РГНФ № 16-16-62003.

Ключевые слова: инвалиды, психологическая готовность, трудовая деятельность.


ОБЗОР ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ ИНВАЛИДНОСТИ - Яковлева Н.В. Уланова Н.Н, Шишкова И.М. e-mail: nata.ulanova88@gmail.com

Информация об авторах:

Яковлева Наталья Валентиновна - кандидат психологических наук, доцент, заведующий кафедрой общей психологии с курсом педагогики ГБОУ ВПО РязГМУ Минздрава России.

Уланова Наталья Николаевна - преподаватель кафедры общей психологии с курсом педагогики ГБОУ ВПО РязГМУ Минздрава России.

Шишкова Ирина Михайловна - старший лаборант кафедры общей психологии с курсом педагогики ГБОУ ВПО РязГМУ Минздрава России.

Данная статья посвящена теоретическому обзору психологических исследований инвалидности. Приводятся результаты отечественных и зарубежных работ последних лет, посвященных изучению различных аспектов личности, находящейся в условиях инвалидизирующего заболевания. Кроме того, в данной статье выделяются несколько наиболее актуальных направлений исследования инвалидности. Работа выполнена в рамках гранта РГНФ №16-16-62003.

Ключевые слова: психология инвалидности, личность инвалида, инвалидизация, адаптационные стратегии инвалидов, внутренняя картина инвалидности, самоотношение, направления исследования инвалидности.


СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ПРОБЛЕМЫ ЛИЧНОСТНЫХ РАССТРОЙСТВ - Володин Б.Ю. Сочивко Д.В. Яковлев В.В. Фролов А.И. e-mail: borisvolodin@rambler.ru

Информация об авторах:

Володин Борис Юрьевич - доктор медицинских наук, доцент, заведующий кафедрой клинической психологии и психотерапии ГБОУ ВПО РязГМУ Минздрава России.

Сочивко Дмитрий Владиславович - доктор психологических наук, профессор кафедры общей психологии с курсом педагогики ГБОУ ВПО РязГМУ Минздрава России.

Яковлев Василий Васильевич - кандидат психологических наук, начальник центра психологических исследований ГБОУ ВПО РязГМУ Минздрава России.

Фролов Анатолий Иванович - специалист центра психологических исследований ГБОУ ВПО РязГМУ Минздрава России.

В статье рассмотрено современное состояние представлений о личностных расстройствах. Изложены различные взгляды на проблему личностной патологии. Представлены возможности психо- и фармакотерапии. Подчеркнута необходимость изучения личностных расстройств у лиц, осужденных к лишению свободы, в частности в русле психодинамики.

Ключевые слова: личностные расстройства, МКБ-10, DSM-V, акцентуации, уровни нарушения психики, психодинамика, психотерапия, психофамакотерапия.


ПСИХОЛОГИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ЗДОРОВЬЯ ВРАЧА – НОВОЕ НАПРАВЛЕНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ - Уланова Н.Н. e-mail: nata.ulanova88@gmail.com

Информация об авторе:

Уланова Наталья Николаевна - преподаватель кафедры общей психологии с курсом педагогики ГБОУ ВПО РязГМУ Минздрава России.

В статье представлен обзор различных подходов к проблеме профессионального здоровья. Наибольшее внимание уделяется вопросу профессионального здоровья медицинских работников. В данной статье рассматриваются факторы, влияющие на состояние профессионального здоровья специалистов сферы здравоохранения, определена предметная область психологии профессионального здоровья врача.

Ключевые слова: профессиональное здоровье, отношение к здоровью, психология профессионального здоровья, факторы профессионального здоровья врачей.


ПСИХОДИНАМИКА КРИМИНАЛЬНО-ПРАВОВОГО ИНФАНТИЛИЗМА КАК НОВАЯ ФОРМА АДАПТАЦИИ ЛИЧНОСТИ В СОВРЕМЕННОЙ РЕАЛЬНОСТИ - Сочивко Д.В. e-mail: sochivo@mail.ru

Информация об авторе:

Сочивко Дмитрий Владиславович - доктор психологических наук, профессор кафедры общей психологии с курсом педагогики ГБОУ ВПО РязГМУ Минздрава России.

В статье рассматриваются вопросы появления новых личностных этапов развития и, соответственно, новых личностных конструктов в современных условиях мировой и российской действительности жизнедеятельности человека. Предлагаются такие новые детерминанты развития личности как криминально-инфантильное и инфантильное сознание взрослого человека.

Ключевые слова:  система образования, воспитание, личностное развитие, инфантилизм, криминально-правовой инфантилизм, детскость.


ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ИССЛЕДОВАНИЙ ДИНАМИКИ САМООТНОШЕНИЯ В КЛИНИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ - Фаустова А.Г. e-mail: lakoniya@yandex.ru

Информация об авторе:

Фаустова Анна Геннадьевна - преподаватель кафедры общей психологии с курсом педагогики ГБОУ ВПО РязГМУ Минздрава России.

В данной статье приводится анализ таких ведущих характеристик самоотношения, как стабильность и изменчивость. Выделены основные направления в клинико-психологических исследованиях динамики самоотношения, приводится их теоретико-методологическое обоснование.


Ключевые слова: динамика самоотношения, видимые отличия, образ тела.


СМЫСЛ БОЛЕЗНИ И БОЛИ: ПЕРЕОФОРМЛЕНИЕ КАК ИСЦЕЛЕНИЕ - Арпентьева М.Р. e-mail: Mariam_rav@mail.ru

Информация об авторах:

Арпентьева Мариям Равильевна - кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии развития и образования ФГБОУ ВПО Калужского государственного университета им К.Э. Циолковского.

В статье отмечается, что помощь пациенту и врачу в  осмыслении болезни и боли  - одно из ключевых направлений развития современной социальной психологии медицины. К способам эффективного управления болью относится «переоформление» пациентом своей позиции по отношению к лечению вплоть до пересмотра своей жизни в целом, позволяющее использовать  различные стратегии преодоления трудной ситуации. Также рассматривается влияние социально-психологических феноменов (эффекта усреднения, социальных стереотипов) на процесс постановки врачом клинического диагноза.


Ключевые слова: здоровье, социальная медицина, внутренняя картина болезни, переоформление, смысл болезни.


ОПЫТ ИССЛЕДОВАНИЯ НАПРАВЛЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ И ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ СТУДЕНТОВ РЕГИОНАЛЬНЫХ ВУЗОВ - Калинин Р.Е. Яковлева Н.В. Сочивко Д.В. Яковлев В.В. Фролов А.И. Разживина М.И. e-mail: yakovleva.nata2@gmail.com

Информация об авторах:

Калинин Роман Евгеньевичректор ГБОУ ВПО РязГМУ Минздрава России, доктор медицинских наук, профессор.

Яковлева Наталья Валентиновна - кандидат психологических наук, доцент, декан факультета клинической психологии ГБОУ ВПО РязГМУ Минздрава России.

Сочивко Дмитрий Владиславович - доктор психологических наук, профессор кафедры общей психологии с курсом педагогики ГБОУ ВПО РязГМУ Минздрава России.

Яковлев Василий Васильевич - кандидат псхологических наук, начальник Центра психологических исследований ГБОУ ВПО РязГМУ Минздрава России.

Фролов Анатолий Иванович - специалист Центра психологических исследований ГБОУ ВПО РязГМУ Минздрава России.

Разживина Марина Игоревна - преподаватель кафедры общей психологии с курсом педагогики ГБОУ ВПО РязГМУ Минздрава России.

В статье обоснована модель мотивации здоровьесбережения. Представлены результаты исследования мотивации здоровьесбережения студентов региональных вузов. Работа выполнена в рамках гранта РГНФ № 14-16-62002.

Ключевые слова: здоровьесберегающая деятельность, личность, здоровый образ жизни.


СОЦИАЛЬНО-ЭТИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ ПРОБЛЕМЫ В МЕДИЦИНСКОЙ ГЕНЕТИКЕ - Шумская Е.И. e-mail: evenok84@mail.ru

Информация об авторе:

Шумская Евгения Игоревна - врач-лабораторный генетик, ГБУ РО «Областной клинический перинатальный центр».

В статье осуществлен анализ основных социально-этических проблем в медицинской генетике, связанных с реализацией программ скрининга, инвазивной диагностики и медико-генетического консультирования.

Ключевые слова: медицинская генетика, проблемы генетики, генетическое тестирование, социально-психологические подходы.


ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В СИСТЕМЕ НЕПРЕРЫВНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РАБОТНИКОВ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ - Соколина Е.Н. Федосова О.А. e-mail: elena_sokolina@mail.ru

Информация об авторе:

Федосова Ольга Анатольевна - кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики, психологии и ТСО ФДПО Рязанского государственного медицинского университета им. академика И.П. Павлова.

Соколина Елена Николаевна - старший преподаватель кафедры педагогики, психологии и ТСО ФДПО Рязанского государственного медицинского университета им. академика И.П. Павлова.

В статье рассматриваются проблемы использования информационных технологий в системе здравоохранения. Компьютер является неотъемлемым рабочим инструментом и в медицинской деятельности. Умение использовать информационные технологии становится одним из важных профессиональных навыков медика.

Ключевые слова: информационные технологии в медицине, непрерывное медицинское образование, обучение медработников.

 

 



ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РУКОВОДИТЕЛЯ - Моисеева Е.А. e-mail: bly_skay@mail.ru

Информация об авторе:

Моисеева Елена Александровна - руководитель вычислительного центра, ГБУ РО «Областной клинический перинатальный центр».

В статье рассматривается влияние ряда доминирующих черт личности руководителя на формирование и регулирование оптимального психологического климата в коллективе.

 Ключевые слова: личностные качества руководителя, авторитет руководителя, психологический климат коллектива.


СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СЕРДЕЧНО-СОСУДИСТОГО ХИРУРГА - Мжаванадзе Н.Д. e-mail: nina_mzhavanadze@mail.ru

Информация об авторе:

Мжаванадзе Нина Джансуговна - аспирант кафедры ангиологии, сосудистой, оперативной хирургии и топографической анатомии Рязанского государственного медицинского университета им. академика И.П. Павлова.

В статье представлены данные о качестве личности и социальных факторах, необходимых для осуществления профессиональной деятельности сердечно-сосудистого хирурга.

Ключевые слова: мораль, этика, социально психологические факторы, сердечно-сосудистый хирург.


МЕДИКО-ЭТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ В ХИРУРГИИ - Инютин А.С. e-mail: aleksandr4007@rambler.ru

Информация об авторе:

Инютин Александр Сергеевич – очный аспирант кафедры общей хирургии Рязанского государственного медицинского университета им. академика И.П. Павлова.

В статье уделено внимание этическим вопросам, остро стоящим сегодня перед представителями хирургического сообщества и касающимся особенностей взаимоотношения хирурга с учителем, коллегами, пациентами. Описываются факторы риска, влияющие на работоспособность хирурга и исходы лечения.

Ключевые слова: хирургия, деонтология, клятва Гиппократа, синдром профессионального выгорания.


СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПРОЦЕССА ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ ВУЗА (ОБМЕН ОПЫТОМ) - Жолудова А.Н. e-mail: a.n.zholudova@yandex.ru

Информация об авторе:

Жолудова Алла Николаевна - кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики, психологии и ТСО ФДПО Рязанского государственного медицинского университета им. академика И.П. Павлова.

В статье  идет речь о совершенствовании методики преподавания педагогики на курсах повышения квалификации преподавателей вуза.

Ключевые слова: педагогический профессионализм, инновационные подходы в обучении, современные технологии, повышения квалификации, информационно-коммуникативные и компьютерные технологии, дистанционное обучение.


ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ - Ерофеева Н.С. e-mail: natalia_erofeeva_ryazan@mail.ru

Информация об авторе:

Ерофеева Наталья Станиславовна – ассистент кафедры фармакогнозии с курсом ботаники Рязанского государственного медицинского университета им. академика И.П. Павлова.

В статье рассматривается проблема педагогического общения, приводятся разные подходы к решению основных его задач, даются некоторые практические рекомендации по выработке индивидуального стиля педагогического общения. 

 

Ключевые слова: педагогическое общение, функции общения, компоненты общения, стили общения.



СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ГЕННОЙ ИНЖЕНЕРИИ - Голикова Е.Н. e-mail: elenagolikova1966@mail.ru

Информация об авторе:

Голикова Елена Николаевна - педагог-психолог, ГБУ РО "Городская детская больница № 2"

Генетические технологии в конце 20 – начале 21 века прочно вошли в медицинскую практику. «Человечество с надеждой смотрит на генетику, которая, используя свои открытия, может изменить судьбу современников и потомков, дав им лучшее предопределение. …В историческом ракурсе генетика - это фермент, ускоряющий физическое и нравственное совершенствование человечества, и поэтому она останется "становым хребтом" цивилизации XXI в. Генетическая диагностика и консультирование стали одним из видов медицинской помощи. Разрабатываются технологии генной терапии и инженерии. В области современных генетических технологий доминирует тенденция к разработке технологий, позволяющих конструировать, видоизменять биологическую природу человека, в частности, технологии генетического модифицирования организмов и животных, генная терапия, клонирование животных. 

Ключевые слова: генетические технологии, этические и социально-психологические подходы в профессиональной деятельности.


ВКЛАД КАФЕДРЫ ПЕДАГОГИКИ, ПСИХОЛОГИИ И ТЕХНИЧЕСКИХ СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ В РАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГБОУ ВПО РЯЗГМУ МИНЗДРАВА РОССИИ - Самойлов Н.Г. Алёшичева А.В. e-mail: kaf.psyped@bk.ru

Информация об авторах:

Самойлов Николай Григорьевич - доктор биологических наук, профессор, зав. кафедрой педагогики, психологии и ТСО ФДПО Рязанского государственного медицинского университета им. академика И.П. Павлова

Алёшичева Анна Васильевна - кандидат психологических наук, доцент кафедры педагогики, психологии и ТСО ФДПО Рязанского государственного медицинского университета им. академика И.П. Павлова

В Рязанском государственном медицинском университете им. академика И.П. Павлова на кафедре педагогики, психологии и технических средств обучения факультета дополнительного профессионального образования круглогодично осуществляется повышение квалификации и дополнительное профессиональное образование, касающееся возможностей применения психолого-педагогических знаний работниками здравоохранения и вузов в процессе работы с людьми.

Ключевые слова: кафедра педагогики, психологии и технических средств обучения факультета дополнительного профессионального образования, Рязанский государственный медицинский университет


ПРОЦЕССУАЛЬНЫЕ МЕТОДЫ В ЕДИНСТВЕ И МНОГООБРАЗИИ (МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ) - Хайкин А.В. e-mail: alval_khaikin@mail.ru

Информация об авторе:

ХАЙКИН Александр Валерьевич - кандидат психологических наук, президент Восточно-Европейского Психосоматического Общества, психотерапевт Единого Реестра профессиональных психотерапевтов Европы. Руководитель Центра "Практики самоисцеления".

Статья посвящена исследованию методологии процессуальных  методов. Со­вокупность этих методов была рассмотрена как единое на­правление психотерапии. Были выделены объединяющие их особенности. Был  сформулиро­ван  ряд задач, необходимо ре­шаемых в каждом из них. В статье описаны шесть процес­суальных методов в их разнооб­разии решения этих основных задач. Описаны другие особен­ности методов, отличающие их друг от друга. Были сформули­рованы задачи дальнейших ис­следований в этом направле­нии.     

Ключевые слова: психотера­пия, процессуальные методы, методология, исцеляющий про­цесс.


ПРОБЛЕМА ВРАЧЕБНОЙ ОШИБКИ В СВЕТЕ УЧЕНИЯ О ПОЗНАНИИ И.КАНТА - Ерошина Т.А. Столяров Э.В. e-mail: tatyanaeroshina@yandex.ru

"Web-трибуна молодого ученого"

 

Инофрмация об авторе:

ЕРОШИНА Татьяна Александровна - кандидат философских наук, доцент, доцент кафедры философии и истории Рязанского государственного медицинского университета имени академика И.П. Павлова.

СТОЛЯРОВ Эдуард Владимирович-студент лечебного факультета Рязанского государственного медицинского университета имени академика И.П. Павлова.

В статье  анализируется проблема врачебной ошибки как проблемы познания в медицине. Для лучшего понимания этого процесса считаем целесообразным использовать методологию И.Канта.

Ключевые слова: врачебные ошибки, априорные  суждения, апостериорные  суждения, синтетические суждения, вещь в себе. 




ПРОБЛЕМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЕДИЦИНСКОГО ПСИХОЛОГА В ЗДРАВООХРАНЕНИИ - Русина Н.А., e-mail: rusina@almisoft.ru

Информация об авторе:

РУСИНА Наталья Алексеевна - кандидат психологических наук, доцент, заведующая кафедрой педагогики и психологии с курсом ИПДО Ярославского государственного медицинского университета.

В статье рассматриваются проблемы и перспективы деятельности медицинского психолога в здравоохранении: статус, подготовка, нормативная база, социальная ситуация, уровень профессионализма. 

Ключевые слова: клинический психолог, профессиональная переподготовка, личность медицинского психолога.


ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБЩЕНИЕ ВРАЧА: ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ НАУКА - ПРАКТИКЕ ВЫСШЕГО МЕДИЦИНСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ - Урванцев Л.П.

Памяти ученого

З0 января – день рождения моего Учителя – Леонида Петровича УРВАНЦЕВА, замечательного ученого, психолога и педагога, одного из ведущих представителей ярославской психологической школы (1947-2006). Леонид Петрович не декларировал, а последовательно реализовывал идею о том, что психология не может быть только царством теории, она должна оказывать реальную помощь людям. Высоконаучные психологические  исследования должны приводить к четким и ясным рекомендациям для профессионалов в других областях знаний – тогда психология будет актуальной и востребованной наукой. Эти идеи, абсолютно созвучные нашему XXI веку, были реализованы в работах Леонида Петровича Урванцева уже в конце восьмидесятых. Накопив достаточный, по собственной оценке, теоретический и экспериментальный материал в области медицинской психологии, Леонид Петрович сосредоточил свои усилия на разработке практических рекомендаций для врачей. Он не раз признавался, что писать кратко и понятно для непрофессионалов  в психологии очень трудно. Но мысль о том, что прочитав его работу, врач не просто задумается над научной важностью проблемы общения с больным, а найдет ответы на свои вопросы, мотивировала его сильнее, чем узкопрофессиональные дискуссии.

В свое время Леонид Петрович, узнав, что мы проводим научно-практическую конференцию, посвященную взаимодействию врачей и психологов, отдал мне эту статью для публикации. Статья оказалась слишком большой и основательной для материалов конференции. Леонид Петрович сократил ее до тезисов. Сейчас формат электронного издания позволяет опубликовать эту работу целиком. Я рада, что простой и понятный и, одновременно, высоко профессиональный и научный авторский текст Леонида Петровича Урванцева доступен читателям нашего журнала!

Заместитель главного редактора
кандидат психологических наук, доцент
Наталья Валентиновна Яковлева

ПСИХОСОМАТИЧЕСКИЙ ПОДХОД В СОМАТИЧЕСКОЙ КЛИНИКЕ: ПЕРСПЕКТИВЫ И ТРУДНОСТИ - Фоменко М.Ю., Фоменко Н.П., e-mail: top-w-m@yandex.ru

Информация об авторах:

ФОМЕНКО Мария Юрьевна - ассистент кафедры клинической психологии Рязанского государственного медицинского университета имени академика И.П. Павлова, клинический психолог, арт-терапевт;

ФОМЕНКО Надежда Петровна - ассистент кафедры факультетской терапии с курсами эндокринологии, клинической фармакологии, профессиональных болезней и фармакотерапии ФДПО Рязанского государственного медицинского университета имени академика И.П. Павлова, врач-терапевт, психолог-психоаналитик

В статье представлено описание основных подходов в психосоматике в рамках перспектив их применения и интеграции в более широкие и плодотворные теоретические базы.

Ключевые слова: психосоматика, психоанализ, психофизиологический, медико-биологический подход, психологический подход.


БИОПСИХОСОЦИАЛЬНЫЙ ПОДХОД В НАУКАХ О ЧЕЛОВЕКЕ (ПСИХИАТРИЯ И ПСИХОЛОГИЯ) - Петров Д.С., e-mail: petrovds@list.ru

Информация об авторе:

ПЕТРОВ Дмитрий Сергеевич - доктор медицинских наук, заведующий кафедрой психиатрии и психотерапии ФДПО Рязанского государственного медицинского университета имени академика И.П. Павлова, президент Рязанской ассоциации трансакционного анализа (РАТА)

В статье представ­лены перспективы развития взаимодействия психологии и психиатрии в рамках биопсихо­социального подхода. Рассмот­рены проблемы интеграции ме­дико-биологической и соци­ально-психологической пара­дигм в науках о человеке.

Ключевые слова: биопсихосо­циальный подход, науки о человеке, психиатрия, психология


СЕМЕЙНАЯ СИСТЕМА КАК СРЕДОВОЙ ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТНОЙ БЕСПОМОЩНОСТИ: ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ - Циринг Д.А., Овчинников М.В., Эвнина К.Ю., Евстафеева Е.А., e-mail: psy@csu.ru

Информация об авторах:

ЦИРИНГ Диана Александровна - доктор психологических наук, профессор, ректор Челябинского государственного университета;

ОВЧИННИКОВ Михаил Владимирович - кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии Челябинского государственного университета;

ЭВНИНА Ксения Юрьевна - преподаватель кафедры психологии Челябинского государственного университета;

ЕВСТАФЕЕВА Евгения Александровна - старший преподаватель кафедры психологии Челябинского государственного университета;

В статье приве­дено обоснование семейной системы как средового фактора формирования личностной бес­помощности с позиций систем­ного подхода. Описаны меха­низмы функционирования се­мейной системы, приводящие к возникновению личностной беспомощности  детей. Приведены конкретные нарушения семейных взаимоотношений, детерминирующих личностную беспомощность. Исследование выполнено при финансовой под­держке Российского гумани­тарного научного фонда на 2014-2015 гг. (ГК № 14-06-00577 а).

Ключевые слова: личностная беспомощность, семья, семейная система, средовые факторы.


ВОЗНИКНОВЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ПОНЯТИЯ «ПСИХОПАТИЯ»: ОТЕЧЕСТВЕННЫЕ И ЗАРУБЕЖНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ЛИЧНОСТНЫХ РАССТРОЙСТВ В XIX СТОЛЕТИИ - Бурцев А.О., e-mail: burcev_anton@bk.ru

"Web-трибуна молодого ученого"

Научный руководитель: д.психол.н., проф. Сочивко Д.В., профессор кафедры общей психологии с курсом педагогики Рязанского государственного медицинского университета имени академика И.П. Павлова.

Информация об авторе:

БУРЦЕВ Антон Олегович - аспирант Академии права и управления Федеральной службы исполнения наказаний.

В данной статье представлен краткий исторический обзор возникновения и развития понятия «психопа­тия». Рассмотрены отечествен­ные и зарубежные исследова­ния личностных расстройств, представленные в медицинской и психологической литературе XIX века. Изучен вклад таких известных ученых, как В.X. Кандинский, О.А. Чечотт и И.М. Балинский, в разработку но­вого понимания психопатий в судебно-психиатрической практике.

Ключевые слова: психопатия, личность, малая психиатрия, дегенеративное расстройство, судебно-психиатрическая практика.


ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИССЛЕДОВАНИЮ МОТИВАЦИИ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ - Яковлева Н.В., Фаустова А.Г., Фролов А.И., e-mail: fkp.rzgmu@mail.ru

Информация об авторах:

ЯКОВЛЕВА Наталья Валентиновна - кандидат психологических наук, доцент, декан факультета клинической психологии, заведующая кафедрой общей психологии с курсом педагогики Рязанского государственного медицинского университета имени академика И.П. Павлова, член-корреспондент Международной Академии психологических наук;

ФАУСТОВА Анна Геннадьевна - преподаватель кафедры  общей психологии с курсом педагогики Рязанского государственного медицинского университета имени академика И.П. Павлова, заочный аспирант кафедры познавательных процессов и математической психологии  Института психологии РАН;

ФРОЛОВ Анатолий Иванович - начальник Центра психологических исследований Рязанского государственного медицинского университета имени академика И.П. Павлова.

 

В статье рассматриваются подходы к изучению мотивации здорового образа жизни в контексте базовых психологических теорий направленности личности и мотивации. Обоснован методологический и методический подход к исследованию мотивации здоровьесбережения. Исследование осуществлено при финансовой поддержке Российского гуманитарного научного фонда (РГНФ) и Правительства Рязанской области (проект регионального конкурса «Центральная Россия: прошлое, настоящее, будущее»  №14-16-62002   а(р)).

Ключевые слова: мотивация, направленность личности, здоровьесберегающее поведение, самодетерминация, диагностический комплекс исследования мотивации здоровьесберегающей деятельности.


ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ БИОГРАФИЙ И ЖИЗНЕННОГО ПУТИ - Шустов Д.И., e-mail: dmitri_shustov@mail.ru

Информация об авторе:

ШУСТОВ Дмитрий Иванович - доктор медицинских наук, профессор, заведующий кафедрой психиатрии Рязанского государственного медицинского университета имени академика И.П. Павлова, вице-президент Рязанской Ассоциации Трансакционного Анализа, TSTA (p).

 

Статья посвящена современным биографическим исследованиям. Необходимость изучения жизненного пути человека, психологического времени личности, субъективного личностного восприятия «психологического возраста» и «трансспективы» продиктована слабым пониманием сущности человека, его роли в постоянно меняющемся мире. В статье рассматриваются концепции автобиографического нарратива Марии Терезы Тоси, опережающего отражения в деятельности мозга П.К. Анохина, жизненного пути Э. Берна. В статье освещены психоаналитический подход Лестер Люборски к анализу автобиографического нарратива, функциональная модель приема обратной афферентации, «загадки предвиденной смерти».

Ключевые слова: жизненный путь, биографическое исследование, автобиографический нарратив, когерентность, «загадка предвиденной смерти».


ПРОФЕССОР Н.И. СМЕТАНИН - ОСНОВАТЕЛЬ ШКОЛЫ ТОКСИКОЛОГО-ГИГИЕНИЧЕСКОЙ ОЦЕНКИ ПЕСТИЦИДОВ В РЯЗАНСКОМ МЕДИЦИНСКОМ ИНСТИТУТЕ ИМЕНИ АКАДЕМИКА И.П. ПАВЛОВА - Кирюшин В.А., Сметанин В.Н.

Информация об авторах:

КИРЮШИН Валерий Анатольевич - доктор медицинских наук, профессор, Заслуженный работник высшей школы Российской Федерации, академик Международной академии наук экологии и безопасности жизнедеятельности, заведующий кафедрой профильных гигиенических дисциплин с курсом гигиены, эпидемиологии и организации госсанэпидслужбы ФДПО, проректор по научной, инновационной и воспитательной работе Рязанского государственного медицинского университета имени академика И.П. Павлова;

СМЕТАНИН Владимир Николаевич - кандидат медицинских наук, ассистент кафедры эпидемиологии Рязанского государственного медицинского университета имени академика И.П. Павлова.

 

Очерк посвящен истории становления и развития школы токсиколого-гигиенической оценки пестицидов в Рязанском медицинском институте имени академика И.П. Павлова. Авторы вспоминают профессора Н.И. Сметанина – основателя школы, чей вклад в развитие российской гигиенической науки неоценим.

Ключевые слова: Рязанский медицинский институт имени академика И.П. Павлова, пестициды, токсикологическая лаборатория, профилактика отравлений.


ОРГАНИЗАЦИЯ МОСКОВСКОГО ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ОБЩЕСТВА (1885-1887) - Маляров Н.А.

Информация об авторе:

МАЛЯРОВ Николай Александрович - специалист отдела инновационного развития Рязанского государственного медицинского университета имени академика И.П. Павлова.


В статье представлено описание начального этапа институализации отечественного психологического знания на примере возникновения Московского психологического общества.

Ключевые слова: отечественная психология, Московское психологическое общество, основатели.


ПРОБЛЕМА ЧЕЛОВЕКА В ФИЛОСОФИИ ДРЕВНЕГО ВОСТОКА - Ерошина Т.А.

Информация об авторе:

ЕРОШИНА Татьяна Александровна - кандидиат философских наук, доцент, доцент кафедры философии и истории Рязанского государственного медицинского университета имени академика И.П. Павлова.


В Древней Индии и Китае зарождается и развивается философская мысль о человеке. Важнейшей ее чертой является ориентация на совершенствование внутреннего мира человека. Человек сам определяет пути и средства своего совершенствования и спасения. Он не может изменить мир, он может изменить только самого себя.

Ключевые слова: брахма, атман, сансара, карма, благородный муж, Дао, Небо.


ВСТУПИТЕЛЬНОЕ СЛОВО ГЛАВНОГО РЕДАКТОРА - Калинин Р.Е.

Материалы данного выпуска посвящены 70-летию со дня основания Рязанского государственного медицинского университета имени академика И. П. Павлова (1943-2013).


ИЗ ИСТОРИИ КАФЕДРЫ ГОСПИТАЛЬНОЙ ТЕРАПИИ РЯЗАНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО МЕДИЦИНСКОГО УНИВЕРСИТЕТА ИМЕНИ АКАДЕМИКА И.П. ПАВЛОВА - Якушин С.С.

Информация об авторе:

ЯКУШИН Сергей Степанович - доктор медицинских наук, профессор, Заслуженный врач Российской Федерации, заведующий кафедрой госпитальной терапии Рязанского государственного медицинского университета имени академика И.П. Павлова.

 

В статье представлен обзор основных этапов становления одной из выпускающих кафедр Рязанского государственного медицинского университета имени академика И.П. Павлова – кафедры госпитальной терапии. Отражен вклад ученых и педагогов, работавших на кафедре в разные годы.

Ключевые слова: Рязанский государственный медицинский университет имени академика И.П. Павлова, кафедра госпитальной терапии, заведующие кафедрой.


ОЧЕРК О РАЗВИТИИ ХИРУРГИИ НА КАФЕДРАХ РЯЗАНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО МЕДИЦИНСКОГО УНИВЕРСИТЕТА ИМЕНИ АКАДЕМИКА И.П. ПАВЛОВА - Кириллов Ю.Б.

Информация об авторе:

КИРИЛЛОВ Юрий Борисович - доктор медицинских наук, профессор, Заслуженный деятель науки Российской Федерации, академик Международной академии информатизации и Нью-Йоркской академии наук.


Очерк посвящен истории становления и развития хирургических кафедр Рязанского государственного медицинского университета имени академика И.П. Павлова. Автор вспоминает о тех людях, чей вклад в развитие хирургической науки на кафедрах вуза неоценим.

Ключевые слова: Рязанский государственный медицинский университет имени академика И.П. Павлова, кафедры хирургического профиля.


МОСКОВСКИЙ ПЕРИОД СТАНОВЛЕНИЯ КАФЕДРЫ НОРМАЛЬНОЙ ФИЗИОЛОГИИ РЯЗАНСКОГО МЕДИЦИНСКОГО ИНСТИТУТА ИМЕНИ АКАДЕМИКА И.П.ПАВЛОВА - Белов А.Ф., Лапкин М.М.

Информация об авторах:

БЕЛОВ Анатолий Федорович (04.09.1929 - 23.09.2013) - доктор медицинских наук, профессор, Заслуженный деятель науки Российской Федерации, академик РАЕН, академик Академии Российских энциклопедий, профессор кафедры нормальной физиологии с курсом психофизиологии Рязанского государственного медицинского университета имени академика И.П. Павлова;

ЛАПКИН Михаил Михайлович - доктор медицинских наук, профессор, Заслуженный работник высшей школы Российской Федерации, заведующий кафедрой нормальной физиологии с курсом психофизиологии Рязанского государственного медицинского университета имени академика И.П. Павлова.

В статье представлены основные сведения об истории возникновения кафедры нормальной физиологии Рязанского медицинского института им. акад. И.П. Павлова и дана характеристика научной  деятельности заведующих кафедрой нормальной физиологии  московского периода.

Ключевые слова: Рязанский медицинский институт имени академика И.П. Павлова, кафедра нормальной физиологии, московский период. 


ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ФЕНОМЕНА ПРОКРАСТИНАЦИИ - Ковылин В.С.

Информация об авторе:

КОВЫЛИН Вадим Сергеевич - специалист Центра психологических исследований, преподаватель кафедры общей психологии с курсом педагогики Рязанского государственного медицинского университета имени академика И.П. Павлова.


В статье рассматривается природа психологического понятия прокрастинации, ее виды и компоненты; анализируются основные теоретические подходы к пониманию феномена прокрастинации. 

Ключевые слова: прокрастинация, прокрастинатор, компоненты и теории прокрастинации.


ЖИЗНЕННЫЙ ПУТЬ ЧЕЛОВЕКА: ОПРЕДЕЛЕНИЕ И СОДЕРЖАНИЕ ПОНЯТИЯ - Маляров Н.А.

Информация об авторе:

МАЛЯРОВ Николай Александрович - специалист отдела инновационного развития Рязанского государственного медицинского университета имени академика И.П. Павлова.

 

В данной статье поднимаются вопросы междисциплинарного  подхода в определении жизненного пути личности и его составляющих; рассматриваются предпосылки современной системы изучения времени жизни.

Ключевые слова:  жизненный путь, жизненный цикл, время жизни, событие жизни, самоосуществление, фазы жизни, биографический метод.


КОНЦЕПЦИЯ АЛЕКСИТИМИИ КАК ОДИН ИЗ ВАРИАНТОВ РЕАЛИЗАЦИИ ИНТЕГРАТИВНОГО ПОДХОДА К ИЗУЧЕНИЮ ПСИХОСОМАТИЧЕСКИХ СООТНОШЕНИЙ - Фоменко М.Ю., Фоменко Н.П.

Информация об авторах:

ФОМЕНКО Мария Юрьевна - преподаватель кафедры клинической психологии Рязанского государственного медицинского университета имени академика И.П. Павлова;

ФОМЕНКО Надежда Петровна - ассистент кафедры факультетской терапии с курсами эндокринологии, общей физиотерапии, клинической фармакологии, профессиональных болезней и военно-полевой терапии Рязанского государственного медицинского университета имени академика И.П. Павлова.


В статье рассматривается концепция алекситимии в русле интегративных тенденций развития психосоматической медицины. Посредством сочетания в себе междисциплинарной направленности и больших возможностей для дальнейших исследований концепция может стать частью фундаментального подхода к рассмотрению психосоматических соотношений.

Ключевые слова:  интеграция, концепция алекситимии, междисциплинарное исследование, психосоматические соотношения, межполушарная асимметрия.


ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК БАЗОВЫЙ ЖИЗНЕННЫЙ МЕТАПРОЦЕСС - Яковлева Н.В.

Информация об авторе:

ЯКОВЛЕВА Наталья Валентиновна - кандидат психологических наук, доцент, декан факультета клинической психологии, заведующая кафедрой общей психологии с курсом педагогики Рязанского государственного медицинского университета имени академика И.П. Павлова, член-корреспондент Международной Академии психологических наук.

 

В статье рассматриваются методологические вопросы применения метасистемного подхода к анализу здоровьесберегающей деятельности человека, представлена адекватная концептуализация здоровьесозидающего поведения и рассмотрены ее свойства.

Ключевые слова: метасистемный подход; метапроцессы; здоровьесберегающая деятельность; ее свойства: первичность, интегральность, оптимальность.  


ИСТОРИЧЕСКАЯ ДИНАМИКА ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ЧЕЛОВЕЧЕСКОМ ТЕЛЕ, ВНЕШНОСТИ И ФИЗИЧЕСКОЙ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТИ - Фаустова А.Г.

Информация об авторе:

ФАУСТОВА Анна Геннадьевна - преподаватель кафедры  общей психологии с курсом педагогики Рязанского государственного медицинского университета имени академика И.П. Павлова, заочный аспирант кафедры познавательных процессов и математической психологии  Института психологии РАН.


В статье анализируются представления о теле, внешности и физической привлекательности в различные исторические периоды. Историю отношения к телу и его внешнему облику удается проследить по философским трактатам различных эпох, произведениям искусства и современным исследовательским работам ретроспективного характера. На всем протяжении исторического процесса умы людей были поглощены идеей найти общий знаменатель – определить красивое и уродливое относительно неизменного образца.

Ключевые слова: история тела; внешность; физическая привлекательность; красота и уродство.


КЛАССИЧЕСКИЙ, НЕКЛАССИЧЕСКИЙ И ПОСТНЕКЛАССИЧЕСКИЙ ПОДХОДЫ К СМЫСЛУ БОЛЕЗНИ - Рогачева Т.В.

Информация об авторе:

РОГАЧЕВА Татьяна Владимировна - доктор психологических наук, кандидат философских наук, профессор, заведующая кафедрой клинической психологии Уральской государственной медицинской академии, сертифицированный специалист в области Гештальт-психологии.


В статье дан анализ представлений о смысле болезни в классической, неклассической и постнеклассической парадигмах. Определено, что смысл болезни может быть рассмотрен по-разному, в зависимости от методологических оснований.

Ключевые слова: классический подход; неклассический подход; постмодерн; смысл болезни.


НИКОЛАЙ ПАВЛОВИЧ КРАВКОВ – ОСНОВОПОЛОЖНИК ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ШКОЛЫ ФАРМАКОЛОГОВ - Узбекова Д.Г.

Информация об авторе:

УЗБЕКОВА Динара Галиевна - доктор медицинских наук, профессор, Заслуженный работник высшей школы Российской Федерации, профессор кафедры фармакологии с курсами фармации и фармакотерапии ФДПО Рязанского государственного медицинского университета имени академика И.П. Павлова.


Статья посвящена описанию жизни и деятельности основоположника отечественной школы фармакологов академика Николая Павловича Кравкова. Опираясь на большой документальный материал, автор прослеживает путь становления Николая Павловича как личности и как ученого, освещает некоторые малоизвестные факты его биографии.

Ключевые слова: фармакология;  классификация лекарственных средств; метод изолированных органов; создание комбинированного наркоза; учение о физиологии и патофизиологии сосудистой системы; промышленная токсикология.


Рязанский государственный медицинский университет им. акад. И.П. Павлова
www.rzgmu.ru
Адрес: 390026, Россия, Рязань,
ул. Высоковольтная, д. 9.


Новости

Все новости