Статьи в разделе «Методы и методики»

РАЗРАБОТКА И АПРОБАЦИЯ ИНСТРУМЕНТАРИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ ГЕНДЕРНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ ЖЕНЩИН - Тучина О.Р., Виноградова К.С.

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ:

Тучина Оксана Роальдовнадоктор психологических наук, доцент, профессор кафедры истории, философии, психологии Института фундаментальных наук. SPIN: 6989-5374. ORCID: https://orcid.org/0000-0001-5525-7645. E-mail: tuchena@yandex.ru.

Виноградова Ксения Сергеевнааспирант кафедры истории, философии, психологии Института фундаментальных наук. SPIN: 4703-2868. ORCID: https://orcid.org/0000-0002-0803-8797. E-mail: fassa87@mail.ru.

 

Аннотация. В статье описывается процесс разработки и апробации методики исследования гендерной идентичности женщин. Проведенный анализ современных средств диагностики гендерной идентичности показал, что имеющиеся диагностические методы основаны на представлении о гендерной роли женщины, неактуальном в современном быстро меняющемся мире. Выявлена необходимость создания методики диагностики гендерной идентичности женщин, соответствующей гендерным нормам современного общества. Авторским коллективом была разработана и апробирована методика исследования гендерной идентичности женщин. На первом этапе на основе результатов ассоциативного эксперимента и частотного анализа были выделены 47 шкал опросника. Методом эксплораторного факторного анализа была выявлена трехфакторная структура опросника, которая показала приемлемые показатели пригодности. Содержание шкал уточнялось конфирматорным факторным анализом. Статистические характеристики данной модели оказались на уровне приемлемых значений. При оценке эмпирической валидности оценивалась взаимосвязь результатов, полученных по трем шкалам разработанной методики, с результатами, полученными при помощи шкал опросника «Маскулинность, феминность и гендерный тип личности». Полученные данные свидетельствуют о наличии значимых положительных корреляций. Сделан вывод о соответствии измерительной модели теоретической факторной структуре и удовлетворительных показателях надежности и валидности. Апробированная методика может быть использована как в исследовательских целях – для изучения психологического портрета современной женщины, так и в качестве диагностического инструмента в консультативной практике и психотерапии.

Ключевые слова: гендер; гендерная идентичность; методики исследования гендерной идентичности; апробация методики; валидность


РУССКОЯЗЫЧНАЯ ВЕРСИЯ МЕЖДУНАРОДНОГО ОПРОСНИКА AIDA («ОЦЕНКА ИДЕНТИЧНОСТИ ЛИЧНОСТИ У ПОДРОСТКОВ») - Зверева Н.В., Воронова С.С., Зверева М.В., Гот К.

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ:

Зверева Наталья Владимировна – кандидат психологических наук, ведущий научный сотрудник, Научный центр психического здоровья; профессор факультета клинической и специальной психологии, Московский государственный психолого-педагогический университет. ORCID: 0000-003-3817-2169. E-mail: nwzvereva@mail.ru

Воронова Светлана Сергеевна – младший научный сотрудник, Научный центр психического здоровья. ORCID: 0000-0001-7104-7568. E-mail: arginorankent@yandex.ru

Зверева Мария Вячеславовна – кандидат психологических наук, старший научный сотрудник, Научный центр психического здоровья. ORCID: 0000-0001-9036-9503. Е-mail: maremerald@gmail.com 

Гот Кирстин – доктор естественной философии, дипломированный психолог, Психиатрическая клиника университета Базеля. E-mail: Kirstin.Goth@upk.ch

 

Аннотация. Представлен новый для отечественной психологии диагностический инструмент оценки личностного развития и его нарушения у подростков 12-18 лет – международный опросник AIDA (Assessment of Identity Development in Adolescence – «Оценка идентичности личности у подростков»), разработанный швейцарскими авторами K.Goth и K.Schmeck в 2012 году. Инструмент задумывался авторами как опросник для интернационального использования, переведен в европейских, латиноамериканских и азиатских странах. Требование авторов опросника к национальным переводам – максимально отразить национальную специфику в формулировках всех пунктов опросников. С 2017 года идет работа над стандартизацией русскоязычной версии опросника.

В статье содержится информация о самом инструменте, целях его создания авторами и о работе над русскоязычным вариантом в рамках международной программы культурной адаптации опросника. Представлены материалы этапов работы, заданные создателями опросников, основные психометрические свойства: альфа Кронбаха, эксплораторный (поисковый) факторный анализ, многомерный дисперсионный анализ. Приведены результаты тестирования опросника в клинике у 20 подростков обоего пола с шизотипическим личностным расстройством, обследованных в клинике Научного центра психического здоровья в стационаре или на амбулаторном приеме.

Результаты применения опросника показали достоверные различия между выборками подростков с шизотипическим расстройством и нормативной выборкой, что может иметь значение для построения индивидуальной психотерапевтической программы работы с подростком, а также для решения дифференциально-диагностических и исследовательских вопросов в пограничной психиатрии подросткового возраста.

Ключевые слова: подростки, личностная идентичность, диагностика, перевод опросника, личностное расстройство


Рязанский государственный медицинский университет им. акад. И.П. Павлова
www.rzgmu.ru
Адрес: 390026, Россия, Рязань,
ул. Высоковольтная, д. 9.


Новости

Все новости