Главная / Выпуск № 4 за 2018 год
Особенности ценностных ориентаций студентов-первокурсников
Лесин А.М.
СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ:
Лесин Александр Михайлович – кандидат психологических наук, преподаватель кафедры общей и специальной психологии с курсом педагогики федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Рязанский государственный медицинский университет имени академика И.П. Павлова» Министерства здравоохранения Российской Федерации, г. Рязань, ул. Высоковольтная, д. 9, e-mail: am1709@mail.ru
Аннотация. В статье представлены результаты исследования ценностных ориентаций студентов-первокурсников с 2003 по 2013 и 2018 гг. Актуальность исследования подтверждается необходимостью психологического изучения трансформации ценностной сферы в условиях социальных и политических изменений в российском обществе за последние годы на примере студентов-первокурсников, как одних из наиболее активных представителей социума, начинающих свое профессиональное становление. В результате проведенного исследования выявлено уменьшение инструментальных и абстрактных, с одновременным увеличением терминальных и конкретных ценностей первокурсников с 2003 по 2018 гг. Показано, что это косвенно могло свидетельствовать о снижении веры в себя, личностной незрелости, а также большей ориентации на внешние факторы с целью достижения жизненного успеха. Представлены результаты, что менялась частотность упоминания отдельных ценностей.Студенты стали чащеназывать «здоровье», «семья», «родители» в результате пропаганды семейных ценностей и здорового образа жизни, но некоторые абстрактные внутренние инструментальные ценности, такие как «честность», «верность», «доброта» стали встречаться реже. Выявлено, что трудолюбие, совесть, порядочность, терпимость, чуткость в последние годы перестали упоминаться студентами, но появились ценности, связанные с успехом, временем, статусом, материальным благополучием и деньгами. Отмечено возможное искажение отдельных ценностей со временем, например, увеличение значимости ценности «семья» при уменьшении важности таких нравственных инструментальных ценностей, как «честность», «верность», «уважение», «чуткость», «ответственность», «терпимость» может свидетельствовать о трансформации смыслового наполнения семейной ценности. Автор указывает, что полученные результаты могут быть полезны педагогам, психологам, социологам, а также самим студентам для формирования ценностной сферы молодежи.
Ключевые слова: личность, ценностные ориентации, терминальные и инструментальные ценности, абстрактные и конкретные ценности, студенты.
Полный текст статьи/ Full article
ССЫЛКА ДЛЯ ЦИТИРОВАНИЯ:
Лесин А.М. Особенности ценностных ориентаций студентов-первокурсников [Электронный ресурс] А.М. Лесин // Личность в меняющемся мире: здоровье, адаптация, развитие: сетевой журн. 2018 т.6 №4 (23). Режим доступа: http://humjournal.rzgmu.ru/art&id=347 (дата обращения: чч.мм.гггг).
REFERENCE FOR CITING:
Lesin A.M. Osobennosti cennostnyh orientacij studentov-pervokursnikov [Peculiarities of first-year students’ value orientations] [Electronic resource] /A.M. Lesin // Lichnost' v menyayushchemsya mire: zdorov'ye, adaptatsiya, razvitiye: setevoy zhurnal [Personality in a changing world: health, adaptation, development: network journal] 2018 v.6 №4 (23). Access mode: http://humjournal.rzgmu.ru/art&id=347 (date of reference: hh.mm.yyyy).
Рубрика: Теория и методология
Просмотров статьи: 2948