Главная / Выпуск № 4 за 2020 год

ОБЗОР ОТЕЧЕСТВЕННЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ СОЦИАЛЬНОЙ ПЕРЦЕПЦИИ У ПЕДАГОГОВ
Проничева М.М.

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ:

Проничева Мария Михайловна – научный сотрудник Лаборатории психогигиены и психопрофилактики, Национальный медицинский исследовательский центр психиатрии и наркологии им. В.П. Сербского. Е-mail: mariya_pronichev@mail.ru

 

Аннотация. Статья посвящена обзору отечественных исследований социальной перцепции у педагогов. Описаны социальная и профессиональная значимость данного феномена для педагогов; взаимосвязи половозрастных, социально-демографических и индивидуально-психологических характеристик у педагогов и отдельных механизмов социальной перцепции, а также социальная перцепция как феномен. Были выделены аспекты взаимосвязи феномена социальной перцепции с профессиональной компетентностью. Отдельно был сделан акцент на исследованиях феномена социальной перцепции у будущих педагогов. В статье также представлены обобщенные данные изучения механизмов социальной перцепции: эмпатии, рефлексии, идентификации, каузальной атрибуции, аттракции и стереотипизации. Подчеркивается, что механизм идентификации включается отдельными авторами в механизм эмпатии, а в качестве основного средства поддержки субъектности учащихся рассматривается механизм рефлексии. Рефлексия выступает как профессионально важное качество для педагога, стимулирующее исследовательский, творческий процесс. Сделан акцент на то, что механизм аттракции изучался, в основном, на широкой выборке без соотнесения с профессиональной деятельностью, однако, результаты ряда исследований, подчеркивают, что данный механизм является фактором развития нравственно-экологических ценностей педагога. Несмотря на широкий пласт исследований посвященных феномену социальной перцепции и его механизмам, по результатам обзора отечественных исследований социальной перцепции у педагогов был сделан вывод о недостаточной эмпирической изученности механизмов понимания и восприятия личности и поведения ученика у педагогов в результате профессионального стресса, а также дефиците исследований, связанных с возможностями включения социальной перцепции в профилактические мероприятия формирования профессионального стресса.

Ключевые слова: социальная перцепция, педагоги, механизмы социальной перцепции, эмпатия, идентификация, каузальная атрибуция, аттракция, рефлексия, стереотипизация.

Полный текст статьи / Full article

 

ССЫЛКА ДЛЯ ЦИТИРОВАНИЯ:

Проничева М.М. Обзор отечественных исследований социальной перцепции у педагогов // Личность в меняющемся мире: здоровье, адаптация, развитие. 2020. Т.8, № 4(31). C. 389-400. Доступно по ссылке: http://humjournal.rzgmu.ru/art&id=454 Ссылка активна на чч.мм.гггг. doi:10.23888/humJ20204389-400

 

REFERENCE FOR CITING:

Pronicheva MM. Review of domestic researches on social perception among teachers. Personality in a changing world: health, adaptation, development. 2020;8(4):389-400. Available at: http://humjournal.rzgmu.ru/art&id=454 Accessed: dd Month yyyy. doi:10.23888/humJ20204389-400


Рубрика: Теория и методология

Просмотров статьи: 2296

Рязанский государственный медицинский университет им. акад. И.П. Павлова
www.rzgmu.ru
Адрес: 390026, Россия, Рязань,
ул. Высоковольтная, д. 9.


Новости

Все новости