Главная / Выпуск № 3 за 2021 год

ПРОГНОЗИРОВАНИЕ РИСКА РАЗВИТИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ У ПЕДАГОГОВ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ШКОЛ
Проничева М.М.

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ:

Проничева Мария Михайловна – научный сотрудник Лаборатории психогигиены и психопрофилактики, Национальный медицинский исследовательский центр психиатрии и наркологии им. В.П. Сербского. Е-mail: mariya_pronichev@mail.ru

 

Аннотация. В статье представлено исследование, направленное на выделение информативных клинико-психологических переменных для оценки риска развития синдрома эмоционального выгорания у педагогов общеобразовательных школ. Актуальность обсуждаемой проблематики обосновывается статистическими данными, отражающими степень распространенности синдрома эмоционального выгорания среди педагогов, а также последствий его формирования. В исследовании приняли участие 82 педагога общеобразовательных школ г. Москвы, г. Чехова и г. Саратова в возрасте от 21 до 66 лет (средний возраст группы 46,81±10,19). Диагностический комплекс был направлен оценку степени эмоционального выгорания; проявлений стресса; эмоционального интеллекта, анализ эмпатических тенденций; самооценку уровня онтогенетической рефлексии; а также на определение показателей симптоматического реагирования на напряженные ситуации. Выявлена прогностическая ценность показателей следующих опросников: Тест на профессиональный стресс, Симптоматический опросник SCL-90-R, Комплексная оценка проявлений стресса Ю.В. Щербатых, Тест эмоционального интеллекта Д.В. Люсина, Самооценка уровня онтогенетической рефлексии. Был сделан вывод о том, что оценивая психологическое состояние педагога, необходимо обратить внимание на показатели, отражающие симптоматику и интенсивность переживаемого дистресса; эмоциональные переживания, соответствующие негативным аффективным состояниям. Также необходимо учитывать показатели, отражающие уровень профессионального стресса и умение анализировать свой прошлый опыт на предмет его успешности/неуспешности. Сочетание высоких показателей по шкалам «общий индекс тяжести симптомов» и «самооценка уровня онтогенетической рефлексии» свидетельствуют о риске развития синдрома эмоционального выгорания у педагогов. Кроме того, о риске эмоционального выгорания можно говорить в случае, когда по результатам психодиагностического обследования выявляются высокие показатели по шкалам «общий индекс тяжести симптомов», «профессиональный стресс» и низкие показатели по шкале «враждебность».

Ключевые слова: эмоциональное выгорание, факторы риска формирования эмоционального выгорания, педагоги общеобразовательных школ, профессиональный стресс, симптоматическое реагирование на напряженные ситуации.

Полный текст статьи / Full article

 

ДЛЯ ЦИТИРОВАНИЯ:

Проничева М.М. Прогнозирование риска развития эмоционального выгорания у педагогов общеобразовательных школ // Личность в меняющемся мире: здоровье, адаптация, развитие. 2021. Т.9, №3(34). С. 289–299. Доступно по: http://humjournal.rzgmu.ru/art&id=495. Ссылка активна на чч.мм.гггг. doi: 10.23888/ humJ20213289-299

 

FOR CITATION:

Pronicheva MM. Prediction of the risk of emotional burnout among secondary school teachers. Personality in a changing world: health, adaptation, development. 2021;9(3):289–299. Available at: http://humjournal.rzgmu.ru/art&id=495. Accessed: dd Month yyyy. doi: 10.23888/humJ20213289-299


Рубрика: Современные прикладные исследования личности

Просмотров статьи: 814

Рязанский государственный медицинский университет им. акад. И.П. Павлова
www.rzgmu.ru
Адрес: 390026, Россия, Рязань,
ул. Высоковольтная, д. 9.


Новости

Все новости