Главная / Выпуск № 2 за 2022 год

АКТУАЛЬНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ АРТ-ТЕРАПИИ (БИБЛИОМЕТРИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ)
Сусанина И.В., Пруцков А.В.

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ: 

Сусанина Ирина Владимировна - кандидат психологических наук, доцент, доцент кафедры клинической психологии, Рязанский государственный медицинский университет имени академика И. П. Павлова. ORCID: 0000-0002-8123-1657. E-mail: isusanina2001@yahoo.com

Пруцков Александр Викторович - доктор технических наук, доцент, профессор кафедры вычислительной и прикладной математики, Рязанский государственный радиотехнический университет имени В. Ф. Уткина; доцент кафедры математики, физики и медицинской информатики, Рязанский государственный медицинский университет имени академика И. П. Павлова; ведущий научный сотрудник Центра изучения проблем инклюзивного образования, Рязанский государственный университет имени С. А. Есенина. ORCID: 0000-0002-4110-5269.  E-mail: mail@prutzkow.com

 

Аннотация. Изложены результаты библиометрического анализа публикаций в периодических изданиях из Научной электронной библиотеки, названия которых включают понятие «арт-терапия», за период с 2017 по 2021 гг. Для анализа и визуализации массива данных выбраны 348 статей, подавляющее количество которых (45,6% и 38,4%, соответственно) относилось к тематике «психология» и «народное образование и педагогика», 10% - к тематике «медицина». Для построения понятийных карт была использована программа VOSviewer, находящаяся в свободном доступе. В результате проведенного анализа выявлено единственное актуальное направление – «арт-терапия в реабилитации детей и подростков». Показано, что понятийная карта, созданная на основе анализа названий статей, опубликованных в журналах, включенных в перечень ВАК, базу данных Scopus (11,2%), а также их аннотаций, имеет отличия от понятийной карты всей выборки, а, именно, связаны с рассмотрением авторами проблемы эффективности арт-терапии, ее возможностей в развитии детей. Также немногочисленные статьи, опубликованные в журналах базы Scopus (2% от всей выборки), имеют отношение к медицинской тематике, организационной психологии и другим, отличным от психолого-педагогической направленности. Сделан вывод о том, что интерес исследователей к проблеме эффективности арт-терапии в развитии и реабилитации детей и подростков в качестве ведущей тенденции в периодических изданиях за 2017-2021 гг. вызван социальным запросом.

Ключевые слова: арт-терапия, актуальные направления арт-терапии, библиометрический анализ, понятийная карта

Полный текст статьи / Full article

 

ДЛЯ ЦИТИРОВАНИЯ:

Сусанина И.В., Пруцков А.В. Актуальные направления арт-терапии (библиометрический анализ) // Личность в меняющемся мире: здоровье, адаптация, развитие. 2022. Т. 10, № 2 (37). С. 179–190. Доступно по: http://humjournal.rzgmu.ru/art&id=530. Ссылка активна на чч.мм.гггг. doi: 10.23888/humJ2022102179-190

 

FOR CITATION:

Susanina IV, Prutskov AV. Current trends of art therapy (bibliometric analysis). Personality in a changing world: health, adaptation, development. 2022;10(2):149–90. Available at: http://humjournal.rzgmu.ru/art&id=530. Accessed: dd Month yyyy. doi: 10.23888/humJ2022102179-190


Рубрика: Обзоры

Просмотров статьи: 2383

Рязанский государственный медицинский университет им. акад. И.П. Павлова
www.rzgmu.ru
Адрес: 390026, Россия, Рязань,
ул. Высоковольтная, д. 9.


Новости

Все новости