Главная / Выпуск № 3 за 2022 год

РОЛЬ ВЗРОСЛОГО В РАЗВИТИИ РЕЧИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА И СПЕЦИФИКА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СО ВЗРОСЛЫМИ В ЭПОХУ ЦИФРОВИЗАЦИИ
Трофимова Е.И.

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ:

Трофимова Елена Ивановна – аспирант, Московский информационно-технологический университет – Московский архитектурно-строительный институт; ГБОУ Школа №1434 «Раменки». E-mail: ei72tr72@mail.ru

 

Аннотация. Важная роль в речевом развитии детей младшего дошкольного возраста отводится взаимодействию со взрослыми, поскольку ребенок овладевает речью путем подражания, повторяя то, что слышит от взрослых. В настоящее время одним из трендов в развитии стран становится процесс цифровой трансформации, затрагивающий все сферы жизнедеятельности общества. В эпоху цифровизации принципиальным образом меняется характер взаимодействия ребенка со взрослым, что не может не отражаться на его речевом и психическом развитии. Цель исследования – изучить специфику взаимодействия и роль взрослого в речевом развитии детей младшего дошкольного возраста в эпоху цифровизации.

В эпоху цифровизации существенно изменяется содержание, средства, сущность самого процесса общения. Цифровые технологии, начиная с младшего дошкольного возраста, существенно трансформируют сознание, восприятие. Формируется особый тип мышления – клиповое мышление. Это отражается, в том числе, на речевом развитии ребенка: реальное общение заменяется виртуальным, утрачивается эмоциональный контакт. Дети все чаще воспринимают речь обрывочную, лишённую строгих грамматических очертаний и композиционной оформленности. Утрачивается и трансформируется значимость непосредственного общения и взаимодействия со взрослыми, в том числе, на уровне эмоционального контакта, индивидуального общения, познавательного общения, взаимодействия в ходе совместной деятельности. У детей существенно снижается не только уровень речевого развития, но и сама потребность в речевой коммуникации.

Ключевые слова: речь, речевая деятельность, речевое развитие, общение, коммуникация, младшие дошкольники, взаимодействие со взрослыми, цифровизация, цифровая трансформация

Полный текст статьи / Full article

 

ДЛЯ ЦИТИРОВАНИЯ:

Трофимова Е.И. Роль взрослого в развитии речи детей младшего дошкольного возраста и специфика взаимодействия со взрослыми в эпоху цифровизации // Личность в
меняющемся мире: здоровье, адаптация, развитие. 2022. Т. 10, №3 (38). С. 263–274. Доступно по: http://humjournal.rzgmu.ru/art&id=538. Ссылка активна на чч.мм.гггг. doi:
10.23888/humJ2022103263-274

 

FOR CITATION:

Trofimova EI. The role of an adult in the speech development of preschool children and the specifics of interaction with adults in the era of digitalization. Personality in a changing world: health, adaptation, development. 2022;10(3):263–274. Available at: http://humjournal.rzgmu.ru/art&id=538. Accessed: dd Month yyyy. doi: 10.23888/humJ2022103263-274



Рубрика: Обзоры

Просмотров статьи: 119

Рязанский государственный медицинский университет им. акад. И.П. Павлова
www.rzgmu.ru
Адрес: 390026, Россия, Рязань,
ул. Высоковольтная, д. 9.


Новости

Все новости